Роль компьютеров в современном мире. Профессии, связанные с компьютерами: список, особенности и рекомендации Использование компьютера в различной сфере деятельности

Компьютер быстро вошел в нашу жизнь. Еще несколько лет назад было редкостью увидеть какой-нибудь персональный компьютер – они были, но были очень дорогие, и даже не каждая фирма могла иметь у себя в офисе компьютер. А теперь? Теперь в каждом третьем доме есть компьютер, который уже глубоко вошел в жизнь человека.

Современные вычислительные машины представляют одно из самых значительных достижений человеческой мысли, влияние которого на развитие научно-технического прогресса трудно переоценить. Области применения ЭВМ непрерывно расширяются.





Банковские операции с использованием вычислительной техники
Компьютеры в сельском хозяйстве
Компьютер в медицине
Компьютер и инвалиды
Компьютер в сфере образования
Компьютеры на страже закона
Компьютеры в искусстве
Компьютеры дома
Компьютеры как средство общения людей Об информации, информатизации и защите информации

ЭВМ в магазинах самообслуживания

Представьте себе, что идёт 1979 год и вы. Вы работаете неполный рабочий день в качестве кассира в большом универмаге. Когда покупатели выкладывают отобранные ими покупки на прилавок, вы должны прочесть цену каждой покупки и ввести её в кассовый аппарат. Бывает, что на каком-то изделии цена не обозначена, и тогда вам приходится спрашивать её у контролёра. Это, конечно, замедляет процесс расчётов покупателями… А теперь вернёмся в наши дни. Вы по-прежнему работаете кассиров и в том же самом универмаге. Но как много здесь изменилось. Когда теперь покупатели выкладывают свои покупки на прилавок, вы пропускаете каждую из них через оптическое сканирующее устройство, которое считывает универсальный код, нанесённый на покупку. Универсальный код – это серия точек и цифр, по которым компьютер определяет, какое изделие покупателя; цена этого изделия хранится в памяти компьютера и высвечивается на маленьком экране, чтобы покупатель мог видеть стоимость своей покупки. Как только все отобранные товары прошли через оптическое сканирующее устройство, компьютер немедленно выдаёт общую стоимость купленных товаров. В этом случае окончательный расчёт с покупателями происходит намного быстрее, чем при использовании кассового аппарата.

Применение компьютера не только позволяет существенно ускорить расчёт с покупателями, но и даёт возможность всё время держать под контролем количество проданного и имеющегося в наличии товара.

Очевидно, что в недалёком будущем компьютеры станут играть ещё большую роль в жизни универсамов и их покупателей. В Японии уже существуют универсамы, где современная техника применяется для выполнения большинства операций, которые всегда выполнялись людьми. Так, роботы управляют паркованием машин на специальной стоянке возле универсама, приветствуют покупателей при входе в магазин(6 тысяч человек в день) и сообщают им о проводимой продаже по сниженным ценам. Даже мясной отдел имеет своего робота, который выполняет желания покупателей меньше чем за минуту. В тележки для продуктов вмонтированы калькуляторы, чтобы покупатель мог быстро ориентироваться в том, на какую сумму он отобрал продукты. Компьютер регулирует освящение и кондиционирование воздуха в помещении универсама. Оптическое сканирующее устройство ускоряет расчёт с покупателем и ведёт учет проданных и оставшихся в наличии товаров. При универсаме есть также комната, в которой детишки могут смотреть видеофильмы пока их родители делают покупки.


О компьютерных профессиях

Как это было раньше

Электронные вычислительные машины появились в середине 40-х годов нашего века. Первой в мире считается ЭНИАК, созданная в 1946 году в США. В Советском Союзе первая машина начала работу в 1951 году, называлась она МЭСМ (Малая Счетная Электронная Машина). Честь ее создания принадлежит группе С. А. Лебедева, впоследствии знаменитого академика, которого называют отцом отечественной вычислительной техники.

Первые ЭВМ были уникальными установками, и круг специалистов, умевших заставить их решать сложные вычислительные задачи, оставался очень ограниченным. Программирование выполнялось на уровне машинных команд, то есть машине нужен был подробный и детальный список операций, которые должны были выполнять все ее узлы. Команды кодировались числами, представленными в восьмеричной, шестнадцатиричной или двоичной системе. От программиста требовалось не только знание множества деталей, связанных с устройством машины, но и большая интуиция, изворотливость ума, чтобы втиснуться в прокрустово ложе весьма скромных, по современным понятиям, возможностей электронной машины.

Процесс кодировки программ шел очень медленно, появлялось большое количество ошибок, и класс программиста определялся его умением быстро находить собственные промахи. В то время возникли два рода специалистов - алгоритмисты и программисты -кодировщики. В задачу алгоритмиста входило точное описание выбранного метода вычислений, в задачу программиста - кодирование алгоритма на цифровом языке, понятном машине. Скоро, однако, стало ясно, что последняя операция представляет собой техническую работу, если, конечно, алгоритм расписан детально и точно. Возникла идея заставить электронную машину самой выполнять эту работу.

Трансляторщики - специалисты по системам программирования

Сегодня написанием программ для компьютеров занимаются представители самых разнообразных профессий, студенты и даже школьники. Это стало возможным благодаря появлению специальных языков, на которых мы даем команды компьютеру. Создают машинные языки представители новой профессии - специалисты по системам программирования, или, как их еще называют, трансляторщики.

Упрощенно говоря, существует два типа компьютерных языков: машинно-зависимые и машинно-независимые. Первые (ассемблеры, или языки автокодов) служат для общения с машиной на ее же языке. Ассемблерами и до настоящего времени пользуются высококва лифицированные специалисты.

Родоначальником машинно-независимых языков программирования считается Фортран. Это название - абревиатура двух английских слов FORmula TRANslation (транслятор формул). Он приближен к общепринятой математической записи.

Затем появились другие языки (Бэйсик, Пролог, семейство Си). Именно освоив эти машинно-независимые языки, филолог или бухгалтер может написать конкретную прикладную программу. Но чтобы машина могла с ней работать, нужен транслятор - программа, которая переводит написанное на язык компьютера. Создание компьютерного языка и трансляторов требует высокой квалификации специалистов. Кроме того, в этой сфере возникает много проблем, требующих теоретического разрешения.

Возникли новое направление исследований и новая специальность - теоретическое программирование. Оно опирается на такие разделы математики, как теория алгоритмов, математическая логика, алгебра, теоретические основы приближенных методов вычислений, теоретические основы методов поиска, теории графов, теории формальных языков и грамматик. Именно поэтому данным дисциплинам на факультетах вычислительной математики придается большое значение.

В середине 80-х годов начался массовый выпуск персональных компьютеров. Сначала выпускалось несколько сотен тысяч в год, затем несколько миллионов, а в настоящее время - около тридцати миллионов компьютеров ежегодно.

Проблема простой и доступной для каждого человека формы общения с компьютером - дружественного интерфейса, как говорят, приобрела иное социальное звучание. Поэтому задачи системных программистов расширились и качественно изменились. В самом деле, для того чтобы ориентироваться во множестве колонок с английскими абревиатурами, требуется известная подготовка, а "щелкнуть" мышью по иконке или по понятной надписи может и младший школьник.

Дружественный интерфейс основан на идее диалогового взаимодействия человека с машиной. Компьютеру в таком диалоге отводится роль проводника по дорогам своих уникальных возможностей и ненавязчивого руководителя действиями пользователя. От пользователя же требуется правильно формулировать свои запросы и выбирать дальнейшее шаги из вариантов, предлагаемых компьютером.

В целом можно сказать, что профессиональный багаж системного программиста включает языки программирования, трансляторы, методы сборки программ из готовых кусков, программы отладки в терминах языков высокого уровня, библиотеки готовых заготовок.


Операционщики - разработчики операционных систем

Операционные системы - сердце всего программного обеспечения компьютера. Они управляют вводом в машину информации, поступающей от клавиатуры или с дисков, размещением входных и выходных данных в запоминающих устройствах и манипуляцией с ними. Эти программы включают в работу трансляторы, загрузчики, отыскивают нужные библиотечные программы, отвечают за работу монитора, высвечивая необходимую информацию, и многое другое.

Сложность операционных систем с каждым годом возрастает, ведь растут и требования массового пользователя, и потребности науки и техники. Поэтому от специальности системного программирования как бы отпочковалась новая специальность - разработчики операционных систем, операционщики, как их называют.

С появлением мультипрограммирования (одновременного решения на компьютере нескольких задач, находящихся на разных стадиях исполнения) функции операционных систем особенно резко усложнились и возникло несколько сложных проблем.

Первая проблема связана со стратегией распределения ресурсов машины между конкурирующими между собой в динамике счета программами. Если стратегия распределения выбрана неудачно, то эффективность машины ощутимо снизится и пользователю придется долго ждать результатов, теряя драгоценное время, а иногда и деньги. При хорошей стратегии пользователи могут сэкономить и то и другое. Вторая проблема состоит в исключении влияния одних задач на решение других, одновременно находящихся в работе. Третья проблема - в распределении оперативной памяти между независимыми задачами. От рядового пользователя все эти проблемы, естественно, скрыты, и он не должен учитывать, что одновременно с его задачей в машине находятся многие другие.

Операционщикам массу новых головоломок доставил режим дистанционного многотерми нального доступа. Такой режим возникает, когда с центральной ЭВМ соединены терминалы, позволяющие одновременно работать на машине нескольким независимым пользовате лям. Терминалы представляют собой клавиатуру для набора данных и монитор, находящиеся от компьютера на большом расстоянии, в другом помещении или даже городе. Режим терминального доступа - своего рода предтеча сетевого взаимодействия.


Сетевики - разработчики программ сетевого взаимодействия

Объединение вычислительных машин, создание локальных и глобальных сетей потребова ло от операционных систем выполнения новых функций. Сравнительно недавно возникла новая специальность программистов-сетевиков.

Вся компьютерная сеть, с точки зрения управления ею, подразделяется на взаимосвязан ные уровни. Программы, реализующие алгоритмы управления на этих уровнях, называются сетевыми. Правила работы здесь строго стандартизированы специальными протоколами соответствующих уровней. Поэтому специалисты, разрабатывающие сетевые программы, должны хорошо знать систему протоколов, принятых в данной сети, правила формирования адресов точек сети, способы транспортировки информации и т. д.

В настоящее время глобальные компьютерные сети, самая известная из которых Интернет, способны передавать своим абонентам не только текстовую информацию, но и аудиовизуальную. Их собственность получила название "мультимедиа". Разработка программ, управляющих ею, достаточно сложна. Дело в том, что передача кодов изображений и звуков требует высокой скорости и, вообще говоря, ведет к большой загрузке линий связи. Поэтому необходимы программы, умеющие "сжимать" текстовую и аудиовизуальную информацию на входе и расшифровывать ее на выходе. Кроме того, на всех уровнях работы сети предусмотрены способы контроля правильности передачи, способы защиты информации от случайных и преднамеренных искажений. Так появилась необходимость в специалистах по защите информации от несанкционированного доступа. В этой области, тесно связанной с теорией кодирования и шифровального дела, существуют свои подходы, своя методика и свои технические приемы.


Базовики - специалисты по базам данных

Основной смысл развития глобальных сетей состоит в создании единого информацион ного пространства, не имеющего государственных границ и пределов расстояний. Это означает, что каждому абоненту сети следует предоставить возможность доступа к знаниям, накопленных человечеством и размещенных в многочисленных институтах разных стран и континентов. Хранится эта информация в специальных базах данных.

Прежде в компьютерных базах данных содержалось в основном буквенно-цифровая информация. В настоящее время в закодированном виде присутствует аудиовизуальная и иная по своему содержанию информация, например формулы химических соединений, таблицы интегралов, сведения о физических процессах, программные продукты и т. д.

Абонента сети не интересует, как устроена та или иная база данных, ему необходимо получить ответ на свой запрос к сети. К примеру, его интересует, в каких библиотеках можно найти редкую книгу. Система поиска, отвечающая на такого рода запросы, должна обратиться ко всем доступным для сети базам данных библиотек, сформулиро вать для каждой из них запрос, соответствующий требованиям конкретной модели. Именно базовики, специалисты по базам данных, создают эти системы. Это достаточно сложно, ведь система поиска должна определять, как устроена та или иная база данных и как к ней обратиться.


Машинные графики - специалисты по виртуальной реальности

Естественное желание придать тем вещам, которые мы видим на дисплее компьютера, привычный вид привело к необходимости изучения оптических эффектов в полупрозрач ных телах и других тонкостей, связанных с реалистичным видением сцен, высвечива емых на дисплее. Результаты этих исследований воплощаются в алгоритмы и программы машинной графики.

Здесь следует упомянуть компьютерные игры, в которых действия игрока и объектов игры имеют первостепенное значение. Увлечение компьютерными играми многие осуждают, но что касается машинной графики, то ее развитие в значительной степени было стимулировано именно популярностью компьютерных игр.

Различают двумерную графику, создающую изображения плоских фигур, и трехмерную графику, проектирующую на экран пространственные изображения. Ведутся работы по созданию с помощью компьютера голографических картин, создающих эффект пространственной реальности.

Начиная с 70-х годов широкое развитие получили тренажеры, управляемые компьютерами. Перед взором человека находится большой экран, на котором средствами машинной графики отображается внешняя ситуация. Она изменяется в зависимости от действий человека или по воле компьютера, создающего необходимые для тренировки ситуации. Например, тренажер, обучающий правилам взлета и посадки, имитирует то, что должен видеть летчик из своей кабины в ходе полета.

По воле фантазии разработчиков в недрах компьютера создается свой мир, населенный предметами и существами, способными действовать и общаться. Компьютер дает возможность человеку взаимодействовать с воображаемым миром. Это научно-техничес кое направление получило название виртуальная реальность.

Замечу, что многие ученые считают, что погружение человека в подобный искусственный мир может оказать очень вредное влияние на психику.

Но у виртуальной реальности есть важное и полезное назначение. Ее средства позволяют исследовать и изучать явления реального мира, физические и биологические процессы. Можно "посмотреть", что происходит внутри организма, внутри клетки, увидеть "изнутри", как работает реактивный двигатель, "походить" по Луне или по Марсу.

Системы виртуальной реальности требуют колоссальных вычислительных мощностей, специального сложного оборудования типа стереоскопических экранов, различного рода имитаторов сенсорных воздействий. Для решения задач, связанных с виртуальной реальностью, быстродействия отдельно взятой машины не хватает. Такие задачи приходится распараллеливать и использовать многопроцессорные супер-ЭВМ.

Новые специальности возникнут завтра

Компьютерные специальности можно сравнить с множественными побегами, которые дал единый корень. Мы с вами говорили только о профессиях, требующих серьезной математической подготовки, и увидели, как одна за другой отпочковывались новые специализации от системного программирования.

То же самое происходит и в других областях, связанных с компьютерами. Прикладные программы сегодня создают физики и филологи, химики и биологи, экономисты и обществоведы.

Появились специалисты сферы обслуживания, которые могут поставить на компьютере нужные программы, задать режимы его использования, сетевые администраторы, специалисты по защите компьютеров от вирусов и т. д.

Поэтому можно лишь в общих чертах сказать о специальностях, востребованных сегодня, но нет сомнений, что завтра потребуются все новые и новые компьютерные профессии.

Член-корреспондент РАН,

доктор физико-математических наук

Л. КОРОЛЕВ.

ПРОФЕССИЯ - ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ


Несмотря на все возрастающую популярность персональных компьютеров (ПК) и обилие информации, касающейся их применения, бытует убеждение, что профессионалом-компьютерщиком можно стать, только хорошо зная какой-либо язык программирования или досконально изучив устройство ПК. На самом деле благодаря надежности и простоте освоения ПК и множеству готовых программ сегодня на первый план все больше выходят профессии, которые можно объединить термином "пользовательские". Это те профессии, где компьютер стал не основой труда, а только инструментом, средством. Почти в любом объявлении "Ищу работу" ("Предлагаю работу") можно встретить упоминание о ПК. Даже если речь идет о должности секретаря, которому поручаются подготовка и отправка писем, от кандидата требуются знание компьютера и умение работать с принтером. В ближайшем же будущем хотя бы минимальные навыки пользователя ПК в любой профессии станут так же необходимы, как сегодня умение читать и писать.

Современные машинистки

Ввод текста - это, пожалуй, наиболее частое применение ПК и вместе с тем наиболее простое. Наборщику текста достаточно научиться включать компьютер, запускать тот или иной текстовый редактор, выучить используемые в нем основные команды (см. "Наука и жизнь" № 7, 1998 г.) и, может быть, освоить работу с принтером. Конечно, не лишним станет и специфический навык - десятипальцевый метод работы с клавиатурой, без которого сложно добиться высокой скорости набора текста. Но здесь требуются только желание и усидчивость, благо методов обучения, литературы и обучающих компьютерных программ сегодня имеется достаточно.

Легкость в обучении профессии (или в переобучении - при потере прежней работы), с другой стороны, уменьшает перспективы найти заказчика, особенно при работе "в свободном полете". Если раньше машинистки требовались почти любому писателю или ученому для подготовки рукописей к публикации, не говоря уже об издательствах, в которые эти рукописи поступали, то сегодня большинство трудов создаются авторами уже непосредственно на ПК. Кроме того, все более распространяется программное обеспечение для оптического распознавания символов рукописи и ввода в ПК текста с голоса. Все это существенно "подрывает монополию" наборщика-человека.

Компьютерная верстка

Точно так же, как набор текста стал продолжением прежней машинописи, компьютерная верстка знаменует собой переход от старых линотипов к настольным издателським системам. Они представляют собой, во-первых, аппаратный комплекс: ПК с необходимой периферией (лазерным принтером, сканером, реже - устройством фотовывода), во-вторых, программный пакет, обеспечивающий возможности преобразования и распечатки текста с полиграфическим качеством. Соответственно знания, умения и навыки компьютерного верстальщика имеют две основные составляющие: "пользовательскую" (несколько более сложную, чем при наборе текста) и "полиграфическую", которая предполагает знание полиграфических форматов и стандартов (то, что раньше входило в сферу профессии "технический редактор") плюс некоторые дизайнерские навыки.

Минимальные знания компьютерной верстки можно получить самостоятельно. Это касается не очень сложных текстов и не слишком суровых требований к исполнению. Например, при верстке брошюрок "для служебного пользования" или распечатке текстов для личной библиотеки. Но чтобы стать профессиональным верстальщиком, потребуется посещение специальных курсов или работа под руководством опытного наставника.

Компьютерная бухгалтерия

Раньше типичный бухгалтер представлялся в виде меланхоличного вида человека с нарукавниками, погруженного в море документов и бумаг за бастионами толстенных гроссбухов. Нынешний бухгалтер - прежде всего пользователь персонального компьютера, работающий со специальными программами. Существуют отдельные пакеты финансовых операций, автоматизирующие выполнение различных проводок и отчислений, и комплексные пакеты для управления деятельностью всего предприятия, включающие в себя помимо чисто бухгалтерских также модули учета товара на складе, оформление покупок и многое другое. Такие аппаратно-программные комплексы уже установлены во многих магазинах: вам достаточно ввести код интересующего товара, и компьютер сам проверит, есть ли такой товар на складе, выпишет чек (или накладную) и выведет его на печать в нужном количестве копий. А когда вы оплатите покупку, произведет все необходимые финансовые операции.

Как правило, современные бухгалтерские программы представляют собой достаточно полную имитацию традиционных гроссбухов (точнее, структуры записей в них). И для получения этой профессии прежде всего нужны знания и умения обычного бухгалтера, пользовательский же аспект здесь выступает не значительнее, чем при наборе текста.


Компьютерные художники

Вычислительная мощь современного ПК и высокое качество изображения как на экране, так и в "твердой копии" (распечатке на принтере или плоттере) делают компьютер незаменимым помощником в десятке профессий, в той или иной степени связанных с рисованием, черчением и даже видеосъемкой.


Web-дизайн

Д. УСЕНКОВ.


По материалам
журналов "PC-WEEK" и "Internet".

    История развития информатики. Толкование термина "информатика", ее связь с философскими и общенаучными категориями и место в кругу традиционных академических научных дисциплин. Объект приложения информатики. Информатика как единство науки и технологии.

    Компьютеры вучереждениях и сельском хозяйстве. Обучение практическим навыкам. Управление производственными процессами и роботами. Банковские операции с использованием вычислительной техники.

    Перечень и общая характеристика основных научных открытий С.А. Лебедева. История разработки и создания разработка первой Большой (впоследствии переименованной в Быстродействующую) Электронно-счетной машины, ее значение для научно-технического прогресса.

    Информатизация: понятие, основные задачи, этапы, роль в развитии общества. Информационная технология (ИТ) – совокупность методов и средств целенаправленного изменения каких-либо свойств информации; классификация ИТ, технические средства, инструментарий.

    Перспективные информационные технологии на службе подготовки специалистов. Некоторые перспективные организационно-методические подходы. Пример формирования блока учебных дисциплин поддержки нового научного направления.

    Использование термина информация, данные, знание. Этапы развития, тенденции и классификация информационных технологий как стратегического ресурса развития государства. Источники информации для автоматизированных систем обработки экономических данных.

    Этапы и современное состояние развития информационных технологий управления, оценка их роли и значения в деятельности руководителя. Знания, умения руководителя, необходимые для использования информационных технологий в управлении. Требования к менеджеру.

    Под математическими моделями понимают основные закономерности и связи, присущие изучаемому явлению. Это могут быть формулы или уравнения, наборы правил или соглашений, выраженные в математической форме.

    Задачи информатики как фундаментальной науки. Системный анализ как одно из направлений теоретической информатики. Основная цель работ в области искусственного интеллекта. Программирование как научное направление. Кибернетика и вычислительная техника.

    Информация вышла на приоритетное место среди критериев прогресса, как и средства ее получения и переработки и использования - компьютер и компьютерная технология, с помощью которой усиливаются интеллектуальные возможности и способности человека.

    К числу важнейших факторов, характеризующих настоящий этап развития высшей школы, следует отнести: изменение потребностей общества в специалистах в результате политических и экономических изменений в стране.

    Исторические этапы возникновения кибернетики. Формирование информатики как науки и как технологии. История развития информатики в СССР и современной России. Характеристика автоматизированных систем управления. Роль информатики в деятельности человека.

    В 1950-51 годах в лаборатории ЭНИН (фактически в полулегальных условиях) Брук и несколько его талантливых учеников разработали и реализовали первую малогабаритную ламповую электронную вычислительную машину М-1.

    Советская ядерная программа. Советская ядерная программа. Достижение стратегического оборонного паритета между СССР и США. Зачем и какие суперкомпьютеры нужны военным теперь?

    Возможность использования новых информационных технологий в обучении студентов экономического профиля. Внедрение экономической деловой компьютерной игры "Никсдорф Дельта" для исследования экономических процессов в рамках Интернет-фестиваля "Поколение.RU".

    Характеристика и этапы протекания, основные причины крупного технологического рывка XX столетия. Социальное значение компьютеров и нанотехнологий. Программное обеспечение, позволяющее обследовать организм человека, технологии для работы правительства.

    Современный взгляд на предмет информатики и ее образовательной области. Формирование системно-информационного подход к анализу окружающего мира. Информационные процессы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

    ЭВМ первого поколения. ЭВМ второго поколения. ЭВМ третьего поколения.

    Появление и развитие информатики. Ее структура и технические средства. Предмет и основные задачи информатики как науки. Определение информации и ее важнейшие свойства. Понятие информационной технологии. Основные этапы работы информационной системы.

    Обучение работе с компьютером. Наиболее популярные области использования компьютеров. Внедрение компьютеров в повседневную жизнь.

Рассмотрим профессии, связанные с компьютером. Список их довольно обширен. перечислять абсолютно все просто бесполезно. Вместо этого мы опишем наиболее популярные и перспективные. Ведь только так можно будет выбрать себе то, что действительно интересно, да еще и приносит хороший доход и прочит карьерный рост. Перечислим основные профессии, связанные с компьютерами.

Системный администратор

Начнем, пожалуй, с наиболее распространенного варианта. Первая профессия в нашем списке - Кто это? Чем занимается? Давайте попытаемся выяснить.

Системный администратор - это так называемый мастер-универсал по компьютерам. Он стоит во главе нашего списка. Ведь многие профессии, связанные с компьютерами, как правило, включают в себя обязанности системного администрирования. Что сюда входит?

Системный администратор должен следить за целостностью и сохранностью операционных систем, устанавливать программы и прочий полезный софт, защищать компьютер от вирусов, ставить драйвера, подключать оборудование... В общем, все, что касается починки и настройки компьютера - обязанность сисадмина. Заработок, как правило, зависит от навыков человека. В некоторых регионах такие мастера получают от 50000 рублей. большая редкость. Средняя системного администратора - 25-30 тысяч. Какие еще есть профессии, связанные с компьютерами?

Программист

Второй в нашем списке мастер - программист. В последнее время довольно перспективная профессия, которая приносит не такой уж и маленький доход. Программисты - это люди, которые составляют и пишут программы для компьютера.

Разумеется, именно написание специальных кодов и разработка софта является основной обязанностью таких людей. В отличие от системного администратора, программист должен обладать большими навыками. Правда, на деле, как правило, первый и второй имеют общий "пакет знаний". То есть программист может работать системным администратором, а сисадмин - программистом.

Профессия отличается особой напряженностью и энергозатратностью. Вы должны будете не раз поломать голову над написанием кода, а затем помучиться с проверкой на наличие ошибок в нем. Если вы - человек упорный и усидчивый, а также смелый (не боитесь трудностей), то можете попытать свое счастье. Программист, как правило, получает больше системного администратора, порядка 35-40 тыс. рублей. Давайте подумаем, какие же еще есть профессии, связанные с компьютерами.

Дизайнер

Третье место в нашем списке занимают дизайнеры. Наверное, с этой профессией знакомы многие уже долгое время. Когда-то дизайнеры работали без компьютеров. Все эскизы и наброски делались на обычных листах бумаги ручками и карандашами. Но как только появились профессии, связанные с компьютером, дизайнеры быстро нашли себе применение за этой машиной.

Работа данных специалистов ничем не отличается от старой, "докомпьютерной" эры. Человек по-прежнему должен делать эскизы, моделировать, рисовать и представлять свои проекты. Только работать теперь стало легче, ведь для всего этого существуют свои программы, которые в один счет помогут справиться с любой задачей. Главное - знать устройство того или иного приложения.

Профессии, связанные с компьютером, на этом не заканчиваются. Но и разговор с дизайнерами еще не совсем закончен. Ведь у них с появлением компьютеров выделились многие ответвления в профессии. Так, теперь существуют 3D-дизайнеры (моделируют объемные фигуры), веб-дизайнеры (разрабатывают страницы, точнее, их внешний вид), дизайнеры интерьера и так далее. Все эти профессии довольно креативные и доходные. Хороший дизайнер может получать около 40000 рублей в месяц.

Писатель

Какие еще существуют профессии, связанные с компьютером? Наиболее популярные варианты мы уже рассмотрели. Но есть еще несколько.

Разумеется, если вы планируете работать за компьютером, то можно заняться писательством. Писатель - это еще одна профессия, которая с появлением компьютеров стала легче. Ведь писать за этой машиной стало удобно и просто. Тут вам не придется самостоятельно проверять орфографию и пунктуацию, можно быстро стереть то, что не понравилось, переписать предложение, а также отредактировать написанное за несколько секунд.

Если вы действительно хорошо пишете, то проблем не будет. Но многие творят обычно в свободное от основной работы время, ведь это не приносит очень быстрого дохода. Придется подождать некоторое время, пока о вас узнают.

Рерайтер/копирайтер

Какие профессии связаны с компьютером? Разумеется, сейчас к данной категории можно отнести практически любую должность. Только косвенно. Сейчас мы узнаем с вами еще две которые появились сравнительно недавно. Особую популярность они обрели с распространением интернета среди рядовых пользователей.

Речь идет о так называемом копирайтинге и рерайтинге. Первый термин обозначает составление оригинальных личных статей, обычно основанных на собственной практике и знаниях. Второй - написание столь же оригинальных текстов, в основе которых лежит переписанная статья, то есть что-то вроде оригинального копирования уже написанного.

К писательству данные профессии не имеют практически никакого отношения. Разве что писатели и копирайтеры с рерайтерами пишут за компьютером. Первые создают произведения искусства, художественную литературу, пишут книги. А вторые и третьи - статьи. Как правило, они используются для платного размещения во всемирной паутине. Заработок рерайтера и копирайтера зависит от его профессионализма, а также от портфолио. Особо успешные пользователи могут зарабатывать, сидя дома и работая по 3-4 часа в день, около 50000 рублей. Но для этого сначала придется приложить немалые усилия.

Теперь давайте посмотрим, как называется профессия, связанная с компьютером, но не имеющая отношения к предыдущим вариантам.

Секретарь

Далее мы познакомимся с вами с такой должностью, как секретарь. Она, как и дизайнер, известна всем и каждому, причем уже очень долгое время. Только с появлением компьютеров в какой-то степени она стала проще.

Дело все в том, что секретари теперь работают преимущественно за компьютером. Распечатка документов, составление отчетов и сводных ведомостей, заполнение отправка почты, запись новых клиентов - все это выполняется очень быстро и просто благодаря ЭВМ. В России эта профессия не считается перспективной или приносящей огромные доходы. Тем не менее, работать секретарем - значит иметь постоянное место работы. Заработная плата, как правило, составляет от 15000 рублей.

Бухгалтер

Продолжим изучать профессии, связанные с работой на компьютере. Далее в нашем списке, разумеется, бухгалтер. Это популярная профессия, которая с появлением компьютеров не только развилась, но и стала значительно проще.

Бухгалтер заполняет ведомости, ведет отчеты, составляет разнообразные справки и подает в налоговую все необходимые бумаги для функционирования фирмы. Можно сказать, что это профессия, связанная в большинстве своем с бумажной волокитой. Только теперь все облегчено наличием документов на компьютере. Хороший бухгалтер получает от 20000 рублей.

Фотограф

Мы рассмотрели практически все популярные и распространенные профессии, связанные с компьютером. Теперь перейдем, пожалуй, к той, которой занимается большинство населения на любительском уровне. Разумеется, речь идет о

Дело все в том, что обработка и распечатка снимков теперь стала заслугой компьютеров. Поэтому фотография - наиболее популярное и универсальное хобби, которым только могут заниматься люди. Для него необходима только профессиональная камера, а также навыки фотографирования. Никаких дипломов и сертификатов. Разумеется, их наличие даст огромные плюсы, только вот отсутствие оных не особо скажется на вашей репутации.

Что делает фотограф? Снимает, редактирует фотографии, а также распечатывает их. тут приветствуется. Хотите попытаться? Не бойтесь, все обязательно получится. Хороший фотограф способен получать в месяц приличные суммы. Свадебные фотографы, к примеру, за день съемок зарабатывают от 20000 рублей. Профессиональные и известные - от 50000.

Информационная деятельность человека

Информационная деятельность человека - это деятельность, связанная с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации.

Все люди в своей жизни занимаются информационной деятельностью (получают письма, читают книги, хранят фото- и видеоархивы, разговаривают по телефону, решают задачи, разгадывают кроссворды и т. п.); для многих она является профессиональной.

Тысячелетиями предметами труда людей были материальные объекты. Все орудия труда от каменного топора до первой паровой машины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества, использованием и преобразованием энергии. Вместе с тем человечеству всегда приходилось решать задачи управления, накопления, обработки и передачи информации, опыта, знания. Возникали группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. В древности это были, например, жрецы, летописцы, затем -- ученые и т.д.

По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, рукописей и других письменных документов. Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов -- библиотек, архивов. Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать. Так возникли библиотечные классификаторы, предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса.

В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора (запись звуковой информации с помощью микрофона, фотоаппарат, кинокамера), хранения (бумага, фотопленка, грампластинки, магнитная пленка), передачи информации (телефон, телеграф, радио, телевидение, спутники). Но важнейшее в информационных процессах -- обработка и целенаправленное преобразование информации -- осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.

Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности.

Во второй половине XX века выпуск научно-технической печатной продукции стал подобен нарастающей лавине. Ни отдельный человек, ни специальные организации, созданные для обработки поступающей информации, не могли не только освоить весь информационный поток, но и оперативно находить в нем то, что требовалось для тех или иных работ. Сложилась парадоксальная ситуация, когда для получения нужной информации легче и дешевле было провести исследования заново, чем разыскать ее в научной литературе. Информационная система, основанная на бумажных носителях, переросла свои возможности. Назрел информационный кризис, т. е. ситуация, когда информационный поток так увеличился, что стал недоступен обработке в приемлемое время.

Можно сказать, что нам, живущим на рубеже веков и тысячелетий, повезло стать свидетелями грандиозных изменений на нашей родной планете. И результатом этих изменений стало ускорение появления знаний. Информационный поток буквально обрушивается на нас. Если первое удвоение общего количества знаний на Земле произошло за период от рубежа нашей эры до 1750 года, то второе удвоение случилось уже за 150 лет, к началу двадцатого столетия, а третье -- за 50 лет - к 1950 году.

В дальнейшем объемы знаний удваивались еще более стремительными темпами: до 1970 года -- на протяжении 10 лет, после 1970 года -- каждые 5 лет, а с 1991 года -- ежегодно! По сути, мы живем в обществе, где могущество любой страны определяется ее информационным потенциалом и возможностью быстро обеспечить необходимыми и надежными сведениями всех, кто в них заинтересован.

Выходом из создавшейся ситуации явилось изобретение электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и персональных компьютеров, создание телекоммуникационной инфраструктуры (баз данных и сетей разных типов).

Но к современным техническим средствам работы с информацией относятся не только компьютеры, но и другие устройства, обеспечивающие ее передачу, обработку и хранение:

сетевое оборудование: модемы, кабели, сетевые адаптеры;

аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи;

цифровые фото- и видеокамеры, цифровые диктофоны;

записывающие устройства (CD-R, CD-RW, DVD-RW и др.);

полиграфическое оборудование;

цифровые музыкальные студии;

медицинское оборудование для УЗИ и томографии;

сканеры в архивах, библиотеках, магазинах, на экзаменах и избирательных участках;

ТВ-тюнеры для подачи телевизионного сигнала в компьютер;

плоттеры и различные принтеры;

мультимедийные проекторы;

флэш-память, используемая также в плеерах и фотоаппаратах;

мобильные телефоны.

Кроме персональных компьютеров существуют мощные вычислительные системы для решения сложных научно-технических и оборонных задач, обработки огромных баз данных, работы телекоммуникационных сетей (Интернет):

многопроцессорные системы параллельной обработки данных (управление сложными технологическими процессами);

серверы в глобальной компьютерной сети, управляющие работой и хранящие огромный объем информации;

специальные компьютеры для проектно-конструкторских работ (проектирование самолетов и космических кораблей, мостов и зданий и пр.).

Все перечисленные технические средства и системы предназначены для работы с информационными ресурсами (ИР) в различных отраслях экономики. В настоящее время компьютеры прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования отдельных деталей изделия, его дизайна до сборки и продажи. Система автоматизированного производства (САПР) позволяет создавать чертежи, сразу получая общий вид объекта, управлять станками по изготовлению деталей. Гибкая производственная система (ГПС) позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, оперативно расширять или сворачивать производство изделия или заменять его другим. Легкость перевода конвейера на выпуск новой продукции дает возможность производить множество различных моделей изделия. Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию от различных датчиков, в том числе от автоматизированной охраны, от датчиков температуры для регулирования расходов энергии на отопление, от банкоматов, регистрирующих расход денег клиентами, от сложной системы томографа, позволяющей «увидеть» внутреннее строение органов человека и правильно поставить диагноз.

Компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии. Он позволяет связаться с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, использовать мощные информационные системы -- энциклопедии, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Модельеру он помогает разрабатывать выкройки, издателю компоновать текст и иллюстрации, художнику -- создавать новые картины, а композитору -- музыку. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере.

Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий. Можно выделить несколько основных направлений, где информационная деятельность связана с компьютерами.

Информация является объектом правового регулирования.

Исторически традиционным объектом права собственности является материальный объект. Информация сама по себе не является материальным объектом, но она фиксируется на материальных носителях. Первоначально информация находится в памяти человека, а затем она отчуждается и переносится на материальные носители: книги, диски, кассеты и прочие накопители, предназначенные для хранения информации. Как следствие, информация может тиражироваться путем распространения материального носителя. Перемещение такого материального носителя от субъекта-владельца, создающего конкретную информацию, к субъекту-пользователю влечет за собой утрату права собственности у владельца информации.

Интенсивность этого процесса существенно возросла в связи с тотальным распространением сети Интернет. Ни для кого не секрет, что очень часто книги, музыка и другие продукты интеллектуальной деятельности человека безо всякого на то согласия авторов или издательств размещаются на различных сайтах без ссылок на первоначальный источник. Созданный ими интеллектуальный продукт становится достоянием множества людей, которые пользуются им безвозмездно, и при этом не учитываются интересы тех, кто его создавал.

Правовые нормы

Принимая во внимание, что информация практически ничем не отличается от другого объекта собственности, например машины, дома, мебели и прочих материальных продуктов, следует говорить о наличии подобных же прав собственности и на информационные продукты.

^ Право собственности состоит из трех важных компонентов: права распоряжения, права владения и права пользования.

Право распоряжения состоит в том, что только субъект-владелец информации имеет право определять, кому эта информация может быть предоставлена.

Право владения должно обеспечивать субъекту-владельцу информации хранение информации в неизменном виде. Никто, кроме него, не может ее изменять.

^ Право пользования предоставляет субъекту-владельцу информации право ее использования только в своих интересах.

Таким образом, любой субъект-пользователь обязан приобрести эти права, прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом. Это право должно регулироваться и охраняться государственной инфраструктурой и соответствующими законами. Как и для любого объекта собственности, такая инфраструктура состоит из цепочки:

законодательная власть (законы) ? судебная власть (суд) ? исполнительная власть (наказание).

Любой закон о праве собственности должен регулировать отношения между субъектом-владельцем и субъектом-пользователем. Такие законы должны защищать как права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информационный продукт законным путем. Защита информационной собственности проявляется в том, что имеется правовой механизм защиты информации от разглашения, утечки, несанкционированного доступа и обработки, в частности копирования, модификации и уничтожения.

В настоящее время по этой проблеме мировое сообщество уже выработало ряд мер, которые направлены на защиту прав собственности на интеллектуальный продукт. Нормативно-правовую основу необходимых мер составляют юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. Так, в Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов.

^ Закон РФ №3523-I «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» дает юридически точное определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Он определяет, что авторское право распространяется на указанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Автор имеет исключительное право на выпуск в свет программ и баз данных, их распространение, модификацию и иное использование.

Для современного состояния нашего общества именно вопросы, связанные с нарушением авторских и имущественных прав, являются наиболее актуальными. Значительная часть программного обеспечения, использующегося частными лицами и даже организациями, получена путем незаконного копирования. Эта практика мешает становлению цивилизованного рынка компьютерных программных средств и информационных ресурсов.

Данный вопрос стал для нашей страны особенно актуальным в процессе вступления России в международные организации и союзы - например, во Всемирную торговую организацию. Несоблюдение прав в сфере собственности на компьютерное программное обеспечение стало объектом уголовного преследования на практике.

^ Закон Российской Федерации №149-Ф3 «Об информации, информационных технологиях и защите информации» регулирует отношения, возникающие при:

осуществлении права на поиск, получение, передачу и производство информации;

применении информационных технологий;

обеспечении защиты информации.

В 1996 году в Уголовный кодекс был впервые внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он определил меру наказания за некоторые виды преступлений, ставших распространенными:

неправомерный доступ к компьютерной информации;

создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;

умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и сетей.

В 2006 году вступил в силу закон №152-0Ф3 «О персональных данных», целью которого является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных (с использованием средств автоматизации или без использования таких) в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни.

Правовое регулирование в информационной сфере, в силу ее быстрого развития, всегда будет отставать от жизни. Как известно, наиболее счастливо живет не то общество, в котором все действия людей регламентированы, а наказания за все дурные поступки прописаны, а то, которое руководствуется, в первую очередь, соображениями этического порядка. Это значит в данном случае, что информация не крадется не потому, что за это предусмотрено наказание, а потому, что человек считает воровство низким поступком, порочащим его самого. Именно к таким отношениям между государством и личностью, а также между отдельными членами общества, мы должны стремиться.

В настоящее время решение проблемы правового регулирования в сфере формирования и использования информационных ресурсов находится в России на начальной стадии. Чрезвычайно важно и актуально принятие таких правовых актов, которые смогли бы обеспечить:

охрану прав производителей и потребителей информационных продуктов и услуг;

защиту населения от вредного влияния отдельных видов информационных продуктов;

правовую основу функционирования и применения информационных систем Интернета, телекоммуникационных технологий.

С точки зрения распространения и использования программное обеспечение делят на закрытое (несвободное), открытое и свободное:

^ Закрытое (несвободное) -- пользователь получает ограниченные права на использование такого программного продукта, даже приобретая его. Пользователь не имеет права передавать его другим лицам и обязан использовать это ПО в рамках лицензионного соглашения. Лицензионное соглашение, как правило, регламентирует цели применения, например, только для обучения, и место применения, например, только для домашнего компьютера. Распространять, просматривать исходный код и улучшать такие программы невозможно, что закреплено лицензионным соглашением. Нарушение лицензионного соглашения является нарушением авторских прав и может повлечь за собой применение мер юридической ответственности. За нарушение авторских прав на программные продукты российским законодательством предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

^ Открытое программное обеспечение -- имеет открытый исходный код, который позволяет любому человеку судить о методах, алгоритмах, интерфейсах и надежности программного продукта. Открытость кода не подразумевает бесплатное распространение программы. Лицензия оговаривает условия, на которых пользователь может изменять код программы с целью ее улучшения или использовать фрагменты кода программы в собственных разработках. Ответственность за нарушение условий лицензионного соглашения для открытого ПО аналогична закрытому (несвободному).

^ Свободное программное обеспечение -- предоставляет пользователю права, или, если точнее, свободы на неограниченную установку и запуск, свободное использование и изучение кода программы, его распространение и изменение. Свободные программы так же защищены юридически, на них распространяются законы, регламентирующие реализацию авторских прав.

Впервые принципы свободного ПО были сформулированы в 70-х годах прошлого века

Свободное программное обеспечение активно используется в Интернете. Например, самый распространённый веб-сервер Apache является свободным, Википедия работает на MediaWiki, также являющимся свободным проектом.

Свободное программное обеспечение, в любом случае, может свободно устанавливаться и использоваться на любых компьютерах. Использование такого ПО свободно везде: в школах, офисах, вузах, на личных компьютерах и во всех организациях и учреждениях, в том числе, и на коммерческих и государственных.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое информационное общество человека?
  • 2. Способы сбора информации
  • 3. Какие Вам известны нормы регламентирующие права на собственность информационных технологий?
  • 4. На какие правовые категории делиться программное обеспечение?

Компьютеры проникли во все сферы деятельности человека, начиная с начального образования и заканчивая изучением новейших технологий, изучения новых видов материи, неизвестных пока человечеству. Применение компьютерных технологий облегчает процесс образования в средних и высших учебных заведениях как самих учеников, студентов, так и рабочего персонала.

Благодаря разнообразию программного и аппаратного обеспечения сегодня возможно использование всех потенциальных возможностей компьютерных технологий. Это позволяет хранить огромное количество информации, занимая при этом минимальное место. Также компьютерные технологии позволяют быстро эту информацию обрабатывать и держать ее в защищенном виде.

Широкое распространение ПК сыграло огромную роль в развитии рынка труда. Автоматизация обработки информации позволяет в считанные секунды проделать работу, на которую раньше терялись недели, информирование руководителей о состоянии предприятий и рабочих мест происходит мгновенно. Увеличивается экономический потенциал в области страховых и финансовых услуг благодаря возросшему обмену услуг. Внедрение компьютерных технологий для введения новых форм занятости и организации труда.

На разработку новых проектов затрачивается гораздо меньше времени, ибо не надо тратить массу времени на вычислительные процессы и можно полностью посвятить время самому процессу. Большую роль компьютерные технологии играют в медицине, создаются различные виртуальные модели развития заболеваний, создаются огромные базы информации на основании которых изобретаются новые препараты для лечения.

Компьютер сегодня является средством для общения, а сама связь на данный момент самая дешевая. Для людей с ограниченными возможностями порой это единственный способ не только общения, но и благодаря современным компьютерным технологиям такие люди могут себя реализовать, получить работу.

Компьютерные технологии оказывают положительных эффект в развитии детей при правильном их использовании. Замечено, что при грамотном подборе программ и игр у детей лучше развивается логическое мышление, улучшается координация глаз и рук. У ребенка развивается самоуверенность и чувство собственного достоинства, дети более сосредоточены по сравнению с детьми, которые не имеют опыта пользования компьютером.

С другой стороны неограниченный доступ к огромным объемам информации иногда приводит к чрезмерному использованию компьютера, в основном это интернет-зависимость или зависимость от компьютерных игр. А это наносит как психологический, так и физический вред. Люди излишне увлеченные компьютерными играми более раздражительны, вспыльчивы в обычном общении. У некоторых развивается зависимость от игр, и при невозможности удовлетворить свою потребность в обычном мире ухудшается настроение, появляются состояния повышенной тревожности, инода депрессии.

Интернет зависимость возникает у людей, которые чрезмерно общаются в социальных сетях, и как правило возникает е тех кто в обычной жизни мало общителен, не смог себя реализовать. Но мы не будем вдаваться в сути этих проблем, так как это в основном исключения из правил. А при грамотном использовании компьютерных технологий польза несоизмеримо больше, и мы это ощущаем с каждым днем все больше и больше.