Постановление правительства российской федерации no 1242. Субсидии на авиаперевозки в регионах и формирование региональной маршрутной сети — Российская газета. VI. Управление и контроль реализации пилотных государственных программ

Правительство Российской Федерации постановляет :

1. В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 23 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" направить бюджетные ассигнования, предусмотренные Федеральному агентству воздушного транспорта по подразделу "Транспорт" раздела "Национальная экономика" классификации расходов бюджетов, в размере 3580000 тыс. рублей ежегодно на государственную поддержку регионального авиасообщения, осуществляемую в форме предоставления в 2014 - 2016 годах субсидий организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации.

2. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации.

3. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. N 265 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 13, ст. 1567);

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2013 г. N 1110 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 49, ст. 6447).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев


Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.12.2013.

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта (далее - авиаперевозчики) на осуществление с 1 января 2014 г. региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации воздушными судами в салонах экономического класса по субсидируемым маршрутам и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации (далее - субсидии).

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"аэропорт отправления (назначения)" - аэропорт (за исключением аэропортов г. Москвы (Домодедово, Шереметьево, Внуково) и узловых аэропортов), обеспечивающий воздушное сообщение населенных пунктов, расположенных на территории Российской Федерации, с узловыми аэропортами;

"воздушная перевозка" - региональная регулярная перевозка пассажиров воздушным транспортом между аэропортом отправления (назначения) и узловым аэропортом;

"зимний сезон" - полугодие, действие которого начинается в последнее воскресенье октября текущего года и оканчивается в последнюю субботу марта года, следующего за текущим годом;

"комплексный показатель эффективности субсидирования предельного пассажирооборота" - частное, полученное в результате деления размера предоставляемой субсидии на предельный пассажирооборот;

"комплексный показатель эффективности субсидирования фактического пассажирооборота" - частное, полученное в результате деления размера предоставляемых субсидий на фактический пассажирооборот;

"предельный пассажирооборот" - произведение, полученное в результате умножения количества предлагаемых к продаже на субсидируемом маршруте пассажирских мест в течение месяца на протяженность маршрута в одном направлении;

"протяженность маршрута" - кратчайшее расстояние между двумя аэропортами;

"софинансируемый маршрут" - маршрут, в отношении которого субъектом Российской Федерации принято решение о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии авиаперевозчику на осуществление воздушной перевозки, осуществляемой с его территории, в размере не менее 50 процентов предельного размера субсидии, приведенного в приложении N 1;

"специальный тариф" - устанавливаемый авиаперевозчиком тариф на перевозку одного пассажира в одном направлении на все места в салоне экономического класса по субсидируемому маршруту, размер которого с учетом налога на добавленную стоимость не превышает размер, приведенный в приложении N 2;

"субсидируемый маршрут" - маршрут, включенный в перечень субсидируемых маршрутов в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

"узловой аэропорт" - аэропорты гг. Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Краснодара, Уфы, Красноярска, Самары, Ростова-на-Дону, Хабаровска, Владивостока, Казани, Перми, Иркутска, Минеральные Воды, Тюмени, Калининграда, Якутска и Южно-Сахалинска;

"фактический пассажирооборот" - произведение, полученное в результате умножения численности перевезенных по субсидируемому маршруту пассажиров за один месяц на протяженность маршрута в одном направлении.

3. Право на получение субсидии предоставляется авиаперевозчикам, заключившим с Федеральным агентством воздушного транспорта договор о предоставлении субсидии (далее - договор) и осуществлявшим воздушные перевозки:

А) с частотой не менее 3 рейсов в неделю - по маршрутам, включенным в перечень субсидируемых маршрутов в первую, вторую и третью очередь согласно пункту 9 настоящих Правил;
б) с частотой не менее 4 рейсов в неделю - по маршрутам, включенным в перечень субсидируемых маршрутов в четвертую очередь согласно пункту 9 настоящих Правил.

4. Указанная в пункте 3 настоящих Правил частота рейсов может быть снижена при осуществлении воздушных перевозок в зимний сезон в отношении маршрутов, пункты отправления или назначения которых находятся:

А) в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах - на 2 рейса в неделю;
б) в других федеральных округах - на один рейс в неделю.

5. В отношении одного субсидируемого маршрута субсидия предоставляется только одному авиаперевозчику.

6. Для заключения договора авиаперевозчик не позднее 25 декабря года, предшествующего году предоставления субсидии, представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о готовности осуществлять воздушную перевозку (далее - заявление), составленное в произвольной форме.

К заявлению прилагается перечень маршрутов, в котором в отношении каждого маршрута указываются его протяженность в одном направлении, частота и период выполнения рейсов, типы воздушных судов (с указанием количества пассажирских мест), которые планируется использовать, размеры предполагаемой субсидии и специального тарифа, а также значение комплексного показателя эффективности субсидирования предельного пассажирооборота.

Заявления, поданные после 25 декабря, рассматриваются Федеральным агентством воздушного транспорта после утверждения перечня субсидируемых маршрутов.

7. Федеральное агентство воздушного транспорта до 30 декабря года, предшествующего году предоставления субсидии, утверждает перечень субсидируемых маршрутов на основании представленных авиаперевозчиками заявлений и исходя из объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке указанному Агентству на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил.

8. В перечень субсидируемых маршрутов включаются беспосадочные маршруты, отвечающие следующим требованиям:

А) пункты отправления и назначения маршрута расположены в разных субъектах Российской Федерации;
б) пункты отправления и назначения маршрута расположены между аэропортом отправления (назначения) и узловым аэропортом, за исключением софинансируемых маршрутов;
в) протяженность маршрута в одном направлении не превышает 2400 километров для Дальневосточного федерального округа и 1200 километров для других федеральных округов, за исключением софинансируемых маршрутов;
г) объем воздушных перевозок по маршруту в 2012 году не превысил 10 тыс. пассажиров (в обоих направлениях) для Дальневосточного федерального округа и 8 тыс. пассажиров (в обоих направлениях) для других федеральных округов;
д) маршрут не относится к маршрутам, воздушные перевозки пассажиров по которым субсидируются за счет средств федерального бюджета в соответствии с иными актами Правительства Российской Федерации.

9. Маршруты включаются в перечень субсидируемых маршрутов в следующем порядке:

А) в первую очередь - маршруты, в которых хотя бы один из аэропортов расположен в населенном пункте по перечню согласно приложению N 3;
б) во вторую очередь - софинансируемые маршруты;
в) в третью очередь - маршруты, по которым было выполнено не более 30 регулярных рейсов в год, предшествующий году предоставления субсидии;
г) в четвертую очередь - маршруты, по которым было выполнено более 30 регулярных рейсов в год, предшествующий году предоставления субсидии.

10. Перечень субсидируемых маршрутов размещается на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае подачи авиаперевозчиком заявления после 25 декабря года, предшествующего году предоставления субсидии, маршрут, указанный в заявлении, вносится в перечень субсидируемых маршрутов при его соответствии требованиям к субсидируемым маршрутам, указанным в пункте 8 настоящих Правил, и отсутствии этого маршрута в перечне субсидируемых маршрутов.

11. Перечень субсидируемых маршрутов в текущем году уточняется (сокращается) Федеральным агентством воздушного транспорта в следующих случаях:

А) по итогам 9 месяцев текущего года среднее значение комплексного показателя эффективности субсидирования фактического пассажирооборота по маршруту превышает предельные значения этого показателя, приведенные в приложении N 4;
б) по итогам 9 месяцев текущего года объем воздушных перевозок по маршруту (в обоих направлениях) превысил 7,5 тыс. пассажиров для маршрутов, пункты отправления или назначения которых находятся в Дальневосточном федеральном округе, и 6 тыс. пассажиров для маршрутов, пункты отправления или назначения которых находятся в других федеральных округах.

12. При поступлении заявления более чем от одного авиаперевозчика в отношении одного маршрута, включенного в перечень субсидируемых маршрутов, Федеральное агентство воздушного транспорта заключает договор с авиаперевозчиком, планирующим использовать для осуществления региональной воздушной перевозки современные воздушные суда российского производства (Ан-148, Ан-140, SSJ-100) и указавшим в заявлении наименьшее значение комплексного показателя эффективности субсидирования предельного пассажирооборота. В случае если указанный авиаперевозчик отсутствует, договор заключается с авиаперевозчиком, планирующим использовать для воздушной перевозки воздушные суда иностранного производства и указавшим в заявлении наименьшее значение комплексного показателя эффективности субсидирования предельного пассажирооборота.

В случае если значения комплексного показателя эффективности субсидирования предельного пассажирооборота у нескольких авиаперевозчиков оказались равными, договор заключается с авиаперевозчиком, предложившим осуществлять воздушные перевозки на субсидируемых маршрутах с наибольшей частотой полетов.

В случае если значения комплексного показателя эффективности субсидирования предельного пассажирооборота и максимальной частоты полетов у нескольких авиаперевозчиков оказались равными, в отношении маршрутов, указанных в подпункте "в" пункта 9 настоящих Правил, договор заключается с авиаперевозчиком с наибольшим показателем объема перевезенных пассажиров в 2012 году, а в отношении маршрутов, указанных в подпункте "г" пункта 9 настоящих Правил, - с авиаперевозчиком с наибольшим показателем объема перевезенных пассажиров в 2012 году на таком маршруте.

13. В договоре в том числе предусматриваются:

А) обязанность авиаперевозчика не позднее чем за 5 дней до начала осуществления воздушных перевозок обеспечить продажу билетов по стоимости, не превышающей размера специального тарифа, на все места в салоне экономического класса на воздушные перевозки по субсидируемым маршрутам;
б) обязанность авиаперевозчика осуществлять воздушные перевозки по субсидируемому маршруту в соответствии с его заявлением;
в) форма, порядок и сроки представления отчета авиаперевозчика о количестве фактически выполненных рейсов, численности перевезенных пассажиров, фактическом пассажирообороте, применяемых тарифах, причитающейся авиаперевозчику субсидии и комплексном показателе эффективности субсидирования фактического пассажирооборота (далее - отчет);
г) право Федерального агентства воздушного транспорта на проведение проверок соблюдения авиаперевозчиком положений, предусмотренных настоящими Правилами и договором;
д) порядок расторжения договора в случае установления факта нарушения положений, предусмотренных настоящими Правилами и договором.

14. Для получения субсидии авиаперевозчик ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет отчет в Федеральное агентство воздушного транспорта.

Авиаперевозчик несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в отчете.

15. Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральному агентству воздушного транспорта в текущем году на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, в соответствии с договорами.

Размер субсидии рассчитывается путем сложения размеров субсидий, предоставляемых в отношении каждого субсидируемого маршрута, при этом каждая субсидия определяется как произведение количества выполненных рейсов, размера субсидии, предоставляемой на один рейс, не превышающего предельного размера субсидии, предусмотренного приложением N 1 к настоящим Правилам, и коэффициента, приведенного в приложении N 5.

16. Субсидия на декабрь текущего года предоставляется не позднее 20 декабря текущего года и рассчитывается по каждому маршруту как произведение планового количества рейсов на декабрь текущего года и предельного размера субсидии, предусмотренного приложением N 1 к настоящим Правилам.

В случае если размер субсидии, предоставленной на декабрь текущего года, превышает размер субсидии, указанный в отчете за этот месяц, сумма превышения подлежит возврату в доход федерального бюджета до 31 января года, следующего за текущим годом.

17. Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 5 дней со дня получения отчета осуществляет проверку его полноты и правильности оформления и принимает решение о перечислении авиаперевозчику субсидии либо о возврате ему документов с указанием причин возврата.

18. Документы возвращаются авиаперевозчику в случае выявления в них опечаток, технических ошибок и (или) в случае представления документов с нарушением требований, установленных договором.

19. Авиаперевозчик в течение 5 дней со дня получения возвращенного отчета устраняет допущенные опечатки, технические ошибки и (или) нарушения и представляет уточненный отчет в Федеральное агентство воздушного транспорта.

20. Предоставленные субсидии подлежат возврату в доход федерального бюджета в случае нарушения авиаперевозчиком положений настоящих Правил в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.

21. Федеральное агентство воздушного транспорта учитывает размеры и сроки перечисления субсидий при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимых для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.

22. Перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке на расчетный счет авиаперевозчика, открытый в кредитной организации.

23. Контроль за соблюдением условий предоставления субсидий осуществляют Федеральное агентство воздушного транспорта и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

24. Оценка эффективности предоставления субсидий на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта по итогам отчетного года. Показателем эффективности предоставления субсидий является увеличение суммарного среднегодового объема пассажирооборота при осуществлении воздушных перевозок за отчетный год по сравнению с аналогичным показателем за год, предшествующий отчетному году, на 5 и более процентов.


Приложение N 3 к Правилам

Перечень населенных пунктов, расположенных на территории Российской Федерации, с которыми отсутствует круглогодичная связь наземными видами транспорта и транспортная доступность которых обеспечивается воздушным транспортом

Дальневосточный федеральный округ

Агзу, Аим, Амгу, Арка, Аян, Батагай, Белая Гора, Береговой, Беринговский, Бомнак, Вилючинск, Восток, Дальний Кут, Горный, Депутатский, Джигда, Единка, Елизово, Жиганск, Золотая Гора, Золотоустовск, Зырянка, Ивановское, Иня, Кировский, Кепервеем, Коболдо, Красный Яр, Кухтерин Луг, Лаврентия, Левобережный Чагоян, Ленск, Магадан, Максимовка, Малая Кема, Марково, Мельничное, Мирный, Мома, Нелькан, Нерюнгри, Николаевск-на-Амуре, Никольское, Нюрба, Огоджа, Озерная, Октябрьский, Оленек, Олон, Омолон, Омсукчан, Оссора, Охотничий, Охотск, Палана, Певек, Полярный, Провидения, Саккырыр, Саскылах, Светлая, Сеймчан, Снежногорский, Соболевка, Соболево, Среднеколымск, Стойба, Сунтары, Таежный, Талакан, Тигиль, Тикси, Тиличики, Токур, Тором, Тугур, Удское, Усть-Куйга, Усть-Нера, Усть-Самарга, Хвойный, Херпучи, Черский, Чокурдах, Чумикан, Шимановка, Шмидт, Эвенск, Эгвекинот, Экимчан, Ясный

Сибирский федеральный округ

Александровское, Байкит, Березовка, Васюган, Ванавара, Вертикос, Дальнее, Игарка, Каргасок, Катайга, Кедровый, Киевский, Киндал, Кислокан, Кодинск, Колпашево, Красный Чикой, Красный Яр, Кунгуртуг, Куржино, Лукашкин Яр, Менза, Мирюга, Молодежный, Мотыгино, Мыльджино, Мугур-Аксы (Каргы), Неготка, Назино, Напас, Новоникольское, Новый Тевриз, Ногинск, Пионерный, Подкаменная Тунгуска, Полигус, Средний Васюган, Северо-Енисейск, Средний Калар, Старая Сосновка, Старо-Югино, Степановка, Стрежевой, Тискино, Тоора-Хем, Тымск, Тунгокочен, Тупик, Тура, Туруханск, Усть-Каренга, Усть-Тым, Учами, Хамсара (Чазалары), Хатанга, Чиринда, Юмурчен, Ырбан

Уральский федеральный округ

Азовы, Аллагуловская, Алтай, Ахманай, Ачиры, Большой Атлым, Большие Леуши, Базьяны, Белогорье, Белоярск, Березово, Болчары, Большой Ларьяк, Былино, Вампугол, Вармахли, Вершинская, Весилинская, Восяхово, Выкатной, Горки, Горнореченск, Еланская, Елизарово, Еремино, Зенково, Игрим, Иземеть, Ишаирская, Ишменева, Казым Мыс, Кама, Карым, Карымкары, Кедровый, Кирпичный, Колекъеган, Комсомольский, Кондинское, Корлики, Красноселькуп, Кышик, Лаймы, Лайтамак, Ларьяк, Ликино, Лопхари, Луговой, Луговской, Малоюганский, Малый Уват, Мужи, Мыс Каменный, Нерда, Нижние Нарыкары, Новый Порт, Носкинская, Нумто, Няксимволь, Нялинское, Овгорт, Одинарская, Октябрьское, Осиновская, Пальяново, Панаевск, Панова, Пашторы, Перегребное, Питляр, Покур, Полноват, Приполярный, Пугъюг, Пуксинка, Пырьях, Реполово, Салемал, Саранпауль, Светлый, Селиярово, Сергино, Сеяха, Сибирский, Согом, Сосновка, Сосновый Бор, Сосьва, Сухорукова, Тазовский, Тахтагул, Токинбашево, Толька, Топкинская, Троица, Тугияны, Тюли, Угут, Урманный, Усть-Колекъеган, Хмелева, Хулимсунт, Цингалы, Чебурга, Чехломей, Шабурово, Шантальское, Шеркалы, Шугур, Шурышкары, Юган, Юильск, Юрмы, Янгутум, Яр-Сале

Северо-Западный федеральный округ

Адзьвавом, Амдерма, Андег, Бачурино, Белушье, Бишево, Бор, Босарево, Брыкаланск, Бугрино, Варнек, Васильево, Вауловская, Великовисочное, Верхняя Золотица, Верхняя Пеша, Вижас, Вожгоры, Волоковая, Волонга, Выучейский, Гогланд, Денисовка, Долгощелье, Ермица, Замежная, Захарвань, Индига, Каменка, Каневка, Каратайка, Кедвавом, Кижский Остров, Кипиево, Кия, Козлиный, Койда, Койнас, Корвала, Косьювом, Коткино, Красное, Краснощелье, Кукуево, Куя, Кырта, Кяжево, Лабожское, Левоновская (Оятевщина), Летняя Золотица, Лешуконское, Лопшеньга, Макарово, Марковская (Жарниково), Мгла, Медвежка, Мезень, Морозово, Каневка, Мосеево, Мутный Материк, Наволок, Нельмин-Нос, Нерица, Несь, Нижняя Пеша, Новый Бор, Няшабож, Оксино, Окунев Нос, Олема, Ома, Осколково, Пертоминск, Петрунь, Погост, Приуральское, Пурнема, Пылемец, Пялица, Ручьи, Сафоново, Сенная Губа, Синегорье, Снопа, Соловки, Сосновка, Сояна, Среднее Бугаево, Стрельна, Тельвиска, Тетрино, Тошвиска, Трусово, Уег, Усадищ, Усть-Воя, Устье, Усть-Кара, Усть-Лыжа, Усть-Соплеск, Усть-Щугер, Харута, Харьяга (Харьягинский), Хонгурей, Хорей-Вер, Ценогоры, Чаваньга, Чапома, Черногорская, Чижа, Шойна, Щелино, Щельябож, Ямка

"О федеральной целевой программе "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий"

Редакция от 19.10.1996 — Действует

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 1996 г. N 1242

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ОПАСНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ КЛИМАТА И ИХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ"

В целях выполнения обязательств по реализации рамочной Конвенции ООН об изменении климата и предотвращения отрицательных последствий изменения климата для здоровья населения и экономики страны Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий" (далее именуется - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

4. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по науке и технологиям предусматривать ежегодно при разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и формировании проекта федерального бюджета выделение средств для осуществления мероприятий Программы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 октября 1996 г.
N 1242

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ОПАСНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ КЛИМАТА И ИХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ"

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ОПАСНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ КЛИМАТА И ИХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ"

Наименование Программы федеральная целевая программа "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий"
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 1994 г. N 496 "О плане действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 годы" постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1242 "О федеральной целевой программе "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий"
Государственный заказчик Программы Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Основные разработчики Программы научные организации Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Федеральной службы лесного хозяйства России и Российской академии наук
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели уменьшение ущерба от опасных изменений климата; обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации по рамочной Конвенции ООН об изменении климата; обеспечение органов исполнительной власти Российской Федерации информацией о текущих и прогнозируемых изменениях климата и их последствиях; создание научно-технической и нормативно-правовой базы по предотвращению опасных изменений климата и адаптации развития экономики Российской Федерации к изменениям климата
Сроки реализации Программы 1997-2000 годы
Перечень подпрограмм и основных мероприятий создание и обеспечение функционирования информационной системы об изменении климата и влиянии на него антропогенных факторов; создание и обеспечение функционирования информационно-аналитической системы сбора и статистического учета данных об источниках и поглотителях парниковых газов, их выбросах, поглощении и влиянии на процессы глобального потепления; создание и обеспечение функционирования системы наблюдений за парниковыми газами и аэрозолями в атмосфере; система предупредительных мер в целях адаптации экономики Российской Федерации к изменениям климата; система мероприятий по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения; разработка стратегии и мер по предотвращению опасных изменений климата и их отрицательных последствий на период до 2020 года
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (головной) Министерство топлива и энергетики Российской Федерации Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации Министерство природных ресурсов Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации Министерство путей сообщения Российской Федерации Министерство строительства Российской Федерации Министерство промышленности Российской Федерации Министерство Российской Федерации по атомной энергии Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерство здравоохранения Российской Федерации Министерство оборонной промышленности Российской Федерации Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации Российская академия наук Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды Государственный комитет Российской Федерации по статистике Федеральная служба лесного хозяйства России
Объемы и источники финансирования для реализации Программы в 1997-2000 годах потребуется 239,4 млрд. рублей, в ценах 1996 года, в том числе из: федерального бюджета - 171,4 млрд. рублей, внебюджетных источников - 68 млрд. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы осуществление эффективного контроля и мониторинга выбросов и поглощения парниковых газов и их поведения в атмосфере, прогнозирование изменения климата и его последствий; уменьшение отрицательного влияния изменения климата на здоровье населения и экономику страны в результате принятия предупредительных мер; создание системы мероприятий по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов за счет энерго- и ресурсосбережения во всех отраслях экономики, применения альтернативных источников энергии, осуществления других мероприятий; выполнение обязательств Российской Федерации по рамочной Конвенции ООН об изменении климата, разработка стратегии и мер в этой области на период до 2020 года
Система организации контроля за исполнением Программы контроль за выполнением Программы осуществляется государственным заказчиком - Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Текущее управление осуществляет дирекция Программы, формируемая Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Изменение климата в результате антропогенных выбросов парниковых газов ведет к крупномасштабным негативным последствиям практически во всех областях деятельности человека. Наиболее значительному потеплению подвержены высокие широты Земли, в которых расположена значительная часть территории Российской Федерации.

В Российской Федерации весьма уязвимыми к изменениям климата являются сельское, лесное и водное хозяйства. Это связано, главным образом, с перераспределением осадков и увеличением числа и интенсивности засух. В зоне вечной мерзлоты, которая занимает около 10 млн. кв. километров (58 процентов площади всей страны), в результате ее таяния при потеплении климата будет разрушаться хозяйственная инфраструктура, в первую очередь из-за уязвимости добывающей промышленности, энергетических и транспортных систем и коммунального хозяйства. Подъем уровня Мирового океана приведет к затоплению и разрушению береговой зоны и низменных территорий дельт рек с расположенными здесь городами и поселениями. Изменение климата может оказать негативное влияние на здоровье людей как из-за усиления теплового стресса в южных районах, так и распространения многих видов заболеваний.

В связи с глобальной угрозой изменения климата страны - члены ООН в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию подписали рамочную Конвенцию ООН об изменении климата (далее именуется - Конвенция), которая ратифицирована Российской Федерацией 4 ноября 1994 г. и вступила в силу с марта 1995 г. Конечная цель Конвенции заключается в том, чтобы добиться стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. По Российской Федерации уровень выбросов парниковых газов к 2000 году не должен превышать достигнутого в 1990 году.

Федеральная целевая программа "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий" (далее именуется - Программа) должна обеспечить реализацию обязательств Российской Федерации по Конвенции, а также осуществление комплекса мероприятий по предотвращению отрицательных последствий изменения климата в России. Осуществление таких мер является комплексной задачей государственного масштаба и требует скоординированных действий министерств и ведомств.

Реализация Программы позволит преодолеть существующие недостатки в сборе и анализе информации об изменениях климата, антропогенных причинах и источниках этих изменений путем создания автоматизированных информационных систем.

Для предотвращения серьезного ущерба, который может быть нанесен зависимым от изменения климата отраслям экономики России, должен быть разработан комплекс предупредительных мер.

Программа направлена на обеспечение сдерживания роста выбросов и увеличение поглощения парниковых газов путем разработки системы взаимоувязанных технико-экономических и организационно-технических мероприятий для всех отраслей производства и видов хозяйственной деятельности, связанных с выбросами и поглощением парниковых газов.

Программа является первым этапом решения данной проблемы и предусматривает преемственность между разработками и мерами, которые будут осуществляться в 1997-2000 годах, и разрабатываемой стратегией и мероприятиями до 2020 года.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основными целями Программы являются:

предотвращение отрицательных последствий изменения климата для экономики и здоровья населения Российской Федерации с учетом возможных положительных последствий изменения климата;

уменьшение антропогенных изменений климата путем стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на безопасном уровне.

Эти цели реализуются через решение следующих взаимосвязанных задач:

повышение детальности и достоверности информации о состоянии климатической системы и изменениях климата и обеспечение пользователей этой информацией;

получение достоверной информации об антропогенных источниках и выбросах парниковых газов, о состоянии поглотителей и динамике поглощения парниковых газов из атмосферы, а также о других источниках антропогенных воздействий на климат;

повышение качества и надежности информации о реакции на изменения климата и уязвимости по отношению к ним управляемых и природных экосистем, экономики и здоровья населения страны;

разработка предупредительных адаптационных мер для уменьшения уязвимости климатически зависимых отраслей экономики;

разработка мер по снижению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов с учетом прогнозируемого подъема экономики и требований Конвенции.

Для решения указанных задач необходимо:

создать информационные системы, обеспечивающие органы государственной власти и отрасли экономики Российской Федерации информацией о текущих и прогнозируемых изменениях климата, об источниках и поглотителях парниковых газов, организовать систему наблюдений за парниковыми газами в атмосфере;

разработать комплекс предупредительных мер в целях адаптации экономики страны к изменениям климата, систему мероприятий по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов, а также стратегию на период до 2020 года по предотвращению опасных изменений климата и меры по выполнению обязательств Российской Федерации по Конвенции.

3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Программа состоит из 6 подпрограмм.

Подпрограмма "Создание и обеспечение функционирования информационной системы об изменении климата и влиянии на него антропогенных факторов.

Основной задачей подпрограммы является регулярное обеспечение органов государственной власти, организаций и учреждений Российской Федерации информацией, характеризующей текущее, ожидаемое и наблюдавшееся в обозримом прошлом состояние и изменения климата с оценкой роли в этих изменениях антропогенных факторов для осуществления мероприятий по адаптации и устойчивому развитию сельского, лесного и водного хозяйств, а также информацией о состоянии вечной мерзлоты на территории Российской Федерации.

Подпрограмма "Создание и обеспечение функционирования информационно-аналитической системы сбора и статистического учета данных об источниках и поглотителях парниковых газов, их выбросах, поглощении и влиянии на процессы глобального потепления".

Мероприятия, включенные в подпрограмму, предусматривают создание и функционирование на основе компьютеризации подсистем сбора и статистического учета данных, охватывающих все виды источников и поглотителей парниковых газов на территории Российской Федерации:

сбор и хранение информации по добыче, транспортировке, переработке и потреблению органических видов топлива, по объемам продукции, производство которой приводит к выбросу парниковых газов;

отслеживание технологических и экономических мероприятий, приводящих к изменению удельных и абсолютных выбросов парниковых газов и к изменениям общей структуры потребления топлива в топливно-энергетическом комплексе, в промышленности, на транспорте, в коммунальном хозяйстве;

сбор и хранение информации по сельскохозяйственному производству, по образованию, захоронению и утилизации твердых и жидких отходов промышленного и бытового происхождения, играющих важную роль в балансе парниковых газов, по газам с косвенным парниковым эффектом, а также по другим источникам воздействия на климатическую систему (аэрозоли и прочее);

сбор и накопление данных об изменениях запаса углерода в экосистемах, в первую очередь в лесах на территории Российской Федерации, под влиянием хозяйственной деятельности и климатических изменений для расчета объемов выбросов и поглощения парниковых газов.

На базе этой информации будут обеспечены расчет величины, анализ структуры и динамики выбросов и поглощения парниковых газов, их влияния на процессы глобального потепления.

Подпрограмма "Создание и обеспечение функционирования системы наблюдений за парниковыми газами и аэрозолями в атмосфере".

Комплекс мероприятий по реализации данной подпрограммы направлен на создание и обеспечение функционирования системы наблюдений за климатически активными примесями в атмосфере (парниковые газы, аэрозоли) на территории России. Это позволит осуществить контроль концентрации парниковых газов (двуокиси углерода, метана, фреонов, закиси азота, тропосферного озона) и аэрозолей в атмосфере, оценить эффективность мероприятий, направленных на стабилизацию уровня концентрации парниковых газов в атмосфере в соответствии с Конвенцией.

Реализация подпрограммы предполагает решение следующих основных задач:

создание и совершенствование аналитической базы системы наблюдений за парниковыми газами и аэрозолями в атмосфере, обеспечение метрологического контроля;

разработка унифицированных программ наблюдений за парниковыми газами и аэрозолями в атмосфере с учетом международных требований;

выполнение систематических наблюдений, создание и ведение банка данных системы наблюдений за парниковыми газами и аэрозолями в атмосфере, обеспечение органов государственной власти, учреждений и организаций Российской Федерации информацией о тенденциях изменений парниковых газов и аэрозолей в атмосфере на территории Российской Федерации, о результатах оценки эффективности мероприятий, направленных на стабилизацию уровня концентрации парниковых газов в атмосфере.

Подпрограмма "Система предупредительных мер в целях адаптации экономики Российской Федерации к изменениям климата".

Основная задача подпрограммы состоит в предупреждении отрицательных последствий изменения климата для экономики Российской Федерации путем своевременной адаптации к ним.

Для этого предусматриваются:

создание государственной системы сбора, анализа и обобщения информации по воздействиям изменения климата на отрасли экономики, здоровье человека, управляемые и природные экосистемы в целях обеспечения государственных органов власти и заинтересованных организаций надежной и достоверной информацией для принятия решений по предупредительным мерам;

разработка системы мер по адаптации к отрицательным последствиям изменения климата:

а) отраслей экономики, наиболее подверженных воздействиям изменения климата (сельское, водное и лесное хозяйства);

б) расположенных в зоне вечной мерзлоты объектов добывающей и перерабатывающей промышленности, транспорта, энергетики, коммунального хозяйства и других;

разработка предупредительных мер по предотвращению отрицательных последствий изменения климата для здоровья населения (ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, миграция в северные районы распространителей инфекционных болезней, влияние температурного режима);

разработка предупредительных мер по предотвращению и уменьшению региональных последствий изменений климата, которые позволят избежать значительных экономических потерь и возможных катастрофических последствий на территориях субъектов Российской Федерации;

создание нормативной базы, регламентирующей проведение в Российской Федерации работ по оценке, прогнозу и предотвращению воздействий опасных изменений климата на экономику.

Подпрограмма "Система мероприятий по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения".

Задачей подпрограммы является создание комплексной системы технико-экономических и организационно-технических мероприятий по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов во всех сферах хозяйственной деятельности на предприятиях и в организациях всех видов собственности и увеличению поглощения парниковых газов на территории Российской Федерации, а также создание и совершенствование нормативно-правовой и методической базы экономического и административного регулирования, направленного на снижение выбросов парниковых газов при использовании топливно-энергетических ресурсов.

Наиболее важные мероприятия по ограничению выбросов парниковых газов связаны с повышением эффективности использования топливно-энергетических ресурсов во всех сферах хозяйственной деятельности через реализацию политики структурных преобразований в области производства и потребления.

Увеличение поглощения парниковых газов будет осуществляться в основном за счет процессов поглощения двуокиси углерода в лесных экосистемах.

Для реализации данной подпрограммы предусматривается привлечение иностранных инвестиций и передача технологий в рамках совместных с другими государствами мер по сокращению выбросов парниковых газов, которые должны осуществляться в соответствии с Конвенцией. При этом будут выполнены системные оценки, разработана общая методология экономически эффективного привлечения инвестиций и технологий в различные отрасли экономики страны и проведены необходимые предпроектные разработки.

Важной составной частью подпрограммы являются меры по совершенствованию государственной системы стандартов, разработка и технологическое опробование новых федеральных, отраслевых и региональных стандартов в этой области.

Подпрограмма "Разработка стратегии и мер по предотвращению опасных изменений климата и их отрицательных последствий на период до 2020 года".

В подпрограмму включены мероприятия по разработке долговременной стратегии по предотвращению опасных изменений климата и их отрицательных последствий и мероприятий по выполнению Российской Федерацией обязательств по Конвенции.

С учетом масштабности проблемы и необходимости осуществления целенаправленных действий постоянного характера должна быть разработана федеральная программа, главной целью которой будет выполнение требований Конвенции в 2001- 2020 годах.

Планируемые мероприятия подпрограммы также дадут необходимый материал для подготовки национальных докладов и других документов Российской Федерации по выполнению Конвенции, предусмотренных принятыми обязательствами.

4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Потребности в финансовых ресурсах для осуществления Программы в 1997-2000 годах составляют 239,4 млрд. рублей, в ценах 1996 года, в том числе 171,4 млрд. рублей из федерального бюджета и 68 млрд. рублей из внебюджетных источников (в рамках двусторонних международных проектов по осуществлению Конвенции).

Средства на выполнение основных работ и исследований по Программе выделяются из федерального бюджета целевым назначением основным разработчикам и исполнителям Программы по согласованию с государственным заказчиком.

Финансирование из внебюджетных источников обеспечивается за счет реализации международных проектов по совместному осуществлению мероприятий с государствами - Сторонами Конвенции. Отбор проектов осуществляется Межведомственной комиссией Российской Федерации по проблемам изменения климата.

5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Государственный заказчик Программы - Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по науке и технологиям осуществляют функции управления реализацией Программы и контроля за ходом ее выполнения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.

Функционирование информационной системы об изменении климата и влиянии на него антропогенных факторов и системы наблюдений за парниковыми газами и аэрозолями в атмосфере обеспечивается Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Функционирование информационно-аналитической системы сбора и статистического учета данных об источниках и поглотителях парниковых газов, их выбросах, поглощении и влиянии на процессы глобального потепления обеспечивается Государственным комитетом Российской Федерации по статистике в части источников и поглотителей, а в части эмиссии, стока и влияния на глобальные процессы потепления климата - Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Мероприятия по предотвращению опасных изменений климата и адаптация экономики осуществляются в соответствующих отраслях.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет организационно-методическое, программно-математическое и научно-информационное обеспечение Программы в целом.

В координации работ министерств и ведомств Российской Федерации по реализации Программы участвует Межведомственная комиссия Российской Федерации по проблемам изменения климата в пределах ее компетенции, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1994 г. N 346.

6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Создание предусмотренных Программой систем контроля, мониторинга, анализа и прогнозирования в области изменения климата позволит обеспечить органы государственной власти и отрасли экономики Российской Федерации достоверной информацией для принятия хозяйственных и других решений, уменьшения ущерба, связанного с отрицательными последствиями изменения климата, а также для использования возможных положительных факторов.

В результате реализации Программы будет создана нормативно-правовая база и разработаны научно обоснованные рекомендации для выполнения комплекса практических мероприятий по внедрению энерго- и ресурсосбережения, развитию лесных экосистем с целью уменьшения выбросов и увеличения поглощения парниковых газов, по адаптации к изменениям климата отраслей экономики и в первую очередь сельского, лесного и водного хозяйств и здравоохранения, по учету этих изменений при проведении технической и социальной политики. Указанные рекомендации и нормативные документы, а также прогнозы в области изменения климата позволят принимать обоснованные инженерные, технические и другие решения по защите зданий, сооружений и иных объектов, находящихся в зоне вечной мерзлоты, от последствий глобального потепления.

По международным экспертным оценкам, ожидаемый ущерб от изменения климата, при отсутствии адекватных мер по предотвращению отрицательных последствий его изменения, превысит ущерб, наносимый в настоящее время в результате стихийных бедствий и загрязнения окружающей среды. Для условий Российской Федерации экономический эффект от реализации Программы будет в 2-3 раза превосходить затраты на ее осуществление.

Кроме того, реализация Программы позволит выполнить обязательства Российской Федерации по Конвенции.

МЕРОПРИЯТИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ОПАСНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ КЛИМАТА И ИХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

(млн. рублей, в ценах 1996 года)

Наименование мероприятий Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета Сроки выполнения (годы) Основные исполнители
Всего В том числе
капитальные вложения* проведение НИОКР прочие текущие затраты
1. Создание и обеспечение функционирования информационной системы об изменении климата и влиянии на него антропогенных факторов
Создание и обеспечение функционирования подсистемы анализа климата 5172 3420 741 1011 1997-2000
Создание и обеспечение функционирования подсистемы климатических данных 8300 5492 1187 1621 1997-2000 Росгидромет
Обеспечение функционирования системы телесвязи для сбора и распространения климатической информации 1502 998 212 292 1997-2000 Росгидромет
Разработка проекта и создание подсистемы сбора, обобщения и анализа фенологических и дендрохронологических данных, характеризующих антропогенные изменения биотического компонента климатической системы 3703 2448 531 724 1997-2000 Росгидромет, Рослесхоз, Российская академия наук, Госкомэкология России
Разработка проекта и создание подсистемы сбора, обобщения и анализа данных о состоянии вечной мерзлоты на территории Российской Федерации и ее антропогенной динамике вследствие изменения климата 2675 1651 464 560 1997-2000 Росгидромет, Российская академия наук
ВСЕГО ПО ПОДПРОГРАММЕ 1 21352 14009 3135 4208
2. Создание и обеспечение функционирования информационно-аналитической системы сбора и статистического учета данных об источниках и поглотителях парниковых газов, их выбросах, поглощении и влиянии на процессы глобального потепления
Создание и обеспечение функционирования информационно-аналитической системы оценки и статистического учета выбросов и поглощения парниковых газов по данным об источниках и поглотителях и определения вклада России в мировую эмиссию парниковых газов 5382 2823 667 1892 1997-2000 Росгидромет, Госкомстат России
Создание и обеспечение функционирования подсистемы сбора специализированных данных по источникам выбросов парниковых газов в энергетическом и индустриальном секторах при использовании ископаемых видов топлива 4199 2065 506 1628 1997-2000 Росгидромет, Госкомстат России, Минтопэнерго России
Создание и обеспечение функционирования подсистемы сбора данных о динамике содержания углерода в лесах и почвах и данных о сведении лесов и опустынивании 2786 1530 276 980 1997-2000 Росгидромет, Госкомстат России, Рослесхоз, Госкомзем России
Создание и обеспечение функционирования подсистемы данных о технологических процессах и объемах производств в животноводстве и растениеводстве, связанных с выбросами парниковых газов 2786 1530 276 980 1997-2000 Росгидромет, Госкомстат России, Минсельхозпрод России
Создание и обеспечение функционирования подсистемы сбора данных о параметрах и характеристиках бытовых и промышленных отходов, необходимых для оценки выбросов парниковых газов 2786 1530 276 980 1997-2000 Росгидромет, Госкомстат России, Госкомэкология России
Обеспечение функционирования подсистемы сбора данных о выбросах газов с косвенным парниковым эффектом (СО, NЋх, неметановые углеводороды), а также источниках других антропогенных воздействий, включая аэрозоли 2786 1530 276 980 1997-2000
ВСЕГО ПО ПОДПРОГРАММЕ 2 20725 11008 2277 7440
3. Создание и обеспечение функционирования системы наблюдений за парниковыми газами и аэрозолями в атмосфере (СНПГА)
Создание аналитической базы СНПГА. Разработка средств и методов измерений парниковых газов и аэрозолей, оборудования для отбора проб воздуха 1621 730 223 668 1997-2000 Росгидромет, Российская академия наук
Метрологическое обеспечение выполнения измерений парниковых газов, разработка стандартных образцов поверочных средств. Аттестация средств и методов выполнения измерений 569 210 78 281 1997-2000 Госстандарт России, Росгидромет, Российская академия наук
Разработка типовых проектов технического оснащения станций СНПГА и унифицированных программ наблюдений с использованием национального и международного опыта мониторинга парниковых газов 485 206 79 200 1997-2000
Обследование районов предполагаемого размещения станций СНПГА 139 63 19 57 1997-2000 Росгидромет, Российская академия наук
Оснащение наблюдательных пунктов и аналитических лабораторий СНПГА средствами измерений, автоматической обработки и передачи данных, поверочными средствами, стандартными образцами, пробоотборным оборудованием 3796 1670 561 1565 1997-2000 Росгидромет, Госстандарт России, Российская академия наук
Обучение персонала наблюдательных пунктов и аналитических лабораторий правилам эксплуатации оборудования, контролю качества получаемой информации 320 136 52 132 1997-2000
Создание и ведение банка данных СНПГА 192 81 31 80 1997-2000 Росгидромет
Обеспечение научно-методического руководства СНПГА; контроль качества и анализ полученной информации 460 196 74 190 1997-2000 Росгидромет, Госстандарт России
Обеспечение участия в международных сопоставлениях методов определения парниковых газов и аэрозолей, обмен получаемой информацией с национальными службами, международными организациями, рабочими органами Конвенции 229 98 36 95 1997-2000 Росгидромет, Госстандарт России, Российская академия наук
Издание тематических обзоров и ежегодников с анализом современного состояния, тенденций изменений парниковых газов и аэрозолей в атмосфере 180 38 37 105 1997-2000 Росгидромет
ВСЕГО ПО ПОДПРОГРАММЕ 3 7991 3428 1190 3373
4.Система предупредительных мер в целях адаптации экономики Российской Федерации к изменениям климата
Разработка и создание государственной системы сбора, анализа, обобщения информации по воздействиям опасных изменений климата на управляемые и природные экосистемы, отрасли экономики Российской Федерации 12596 8189 1969 2438 1997-2000
Усовершенствование и унификация методов оценки и прогнозирования воздействия опасных изменений климата на управляемые и природные экосистемы, отрасли экономики Российской Федерации на основе отечественных разработок и официальных документов Конвенции об изменении климата 1378 891 218 269 1997-2000 Росгидромет, Госкомэкология России, Минсельхозпрод России, Рослесхоз, Минприродресурсы России
Разработка системы предупредительных мер в целях адаптации к изменениям климата сельского, водного и лесного хозяйств 16158 10553 2165 3440 1997-2000 Росгидромет, Минсельхозпрод России, Рослесхоз, Минприродресурсы России
Оценка и прогнозирование возможных положительных последствий изменений климата 690 454 104 132 1997-2000 Росгидромет, Минсельхозпрод России
Разработка системы предупредительных мер по предотвращению отрицательных последствий изменений климата для состояния здоровья населения: ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки; влияние температурного режима и тепловых волн, прежде всего в крупных городах 3963 2576 620 767 1997-2000 Минздрав России, Росгидромет
Разработка мер по адаптации к негативным последствиям климатических изменений в зоне вечной мерзлоты для объектов энергетики, газопроводов, зданий, сооружений и наземных видов транспорта 13986 9102 2182 2702 1997-2000 Российская академия наук, Росгидромет, Минтопэнерго России, Минтранс России, МПС России, Минстрой России
Разработка системы мер по предотвращению и уменьшению отрицательных региональных последствий изменений климата 7315 4761 1141 1413 1997-2000 Росгидромет, МЧС России, Минприродресурсы России, Российская академия наук
Подготовка и издание нормативных документов, регламентирующих проведение работ в Российской Федерации по оценке, прогнозу, а также по предотвращению воздействия опасных изменений климата на управляемые и природные экосистемы, отрасли экономики Российской Федерации 2868 1874 443 551 1997-2000 Росгидромет, Госкомэкология России
ВСЕГО ПО ПОДПРОГРАММЕ 4 58954 38400 8842 11712
5. Система мероприятий по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения
Создание и совершенствование комплексной системы мероприятий по ограничению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов, организация централизованного автоматизированного банка данных для обеспечения межотраслевого и межрегионального взаимодействия 5565 2776 1190 1599 1997-2000 Росгидромет
Разработка, создание и совершенствование нормативно-правовой и методической базы экономического и административного регулирования выбросов парниковых газов на базе автоматизированного многоцелевого банка данных по научно-техническому и эколого-экономическому обеспечению мероприятий для широкого круга отраслей и производств 5566 2570 796 2200 1997-2000 Минэкономики России, Госкомэкология России
Меры по совершенствованию государственной систем стандартов и разработка и технологическое опробование новых федеральных, отраслевых и региональных стандартов, направленных на уменьшение выбросов и увеличение стоков парниковых газов при производстве и эксплуатации промышленной продукции, при использовании энергоресурсов, на транспорте, в коммунальном, сельском, лесном хозяйствах и при других видах деятельности 2978 1372 446 1160 1997-2000 Госстандарт России
Меры по повышению эффективности использования энергоресурсов, экономии топлива и сырья, использованию новых видов топлива и уменьшению на этой основе выбросов парниковых газов:
в топливно-энергетическом комплексе 4869 2251 699 1919 1997-2000 Минпром России
в машиностроительных отраслях 4370 2016 632 1722 1997-2000 Минпром России
в оборонной промышленности 3869 1789 555 1525 1997-2000 Миноборонпром России
в строительной индустрии 3869 1789 555 1525 1997-2000 Минстрой России
в сельском хозяйстве 3869 1789 555 1525 1997-2000 Минсельхозпрод России
Меры по увеличению поглощения двуокиси углерода в лесах России 5565 2846 629 2090 1997-2000 Рослесхоз
Двусторонние международные проекты по совместному осуществлению обязательств, предусмотренных рамочной Конвенцией ООН об изменении климата, в области уменьшения выбросов и увеличения поглощения парниковых газов** 1997-2000 Росгидромет, заинтересованные министерства и ведомства
Всего по подпрограмме 5 58694 27786 8254 22654
6. Разработка стратегии и мер по предотвращению опасных изменений климата и их отрицательных последствий на период до 2020 года
Разработка стратегии предотвращения опасных изменений климата и их отрицательных последствий на период до 2020 года с этапами 2001-2005, 2006-2010, 2011-2020 годы 453 115 338 1997-2000 Росгидромет, Российская академия наук
Разработка федеральной целевой программы на 2001-2005 годы 1011 257 754 1997-2000 Росгидромет, Российская академия наук, Минтопэнерго России, Рослесхоз, Минприродресурсы России, Госкомэкология России
Подготовка и издание национальных докладов и других документов Российской Федерации для Конференции Сторон в соответствии с рамочной Конвенцией ООН об изменении климата 459 113 346 1997-2000 Росгидромет
Разработка методологической базы, создание и обеспечение функционирования системы комплексной экологической и социально-экономической оценки последствий воздействия парниковых газов и изменений климата на отрасли экономики, здоровье и благосостояние человека при различных сценариях и прогнозах 1798 460 1338 1997-2000 Росгидромет, Российская академия наук
ВСЕГО ПО ПОДПРОГРАММЕ 6 3721 945

маршрут, в отношении которого авиаперевозчиком принято решение об осуществлении воздушной перевозки при условии предоставления субсидии из федерального бюджета в размере не более 50 процентов предельного размера субсидии, приведенного в приложении N 1 к настоящим Правилам;

"специальный тариф" - устанавливаемый авиаперевозчиком тариф на перевозку одного пассажира в одном направлении на все места в салоне экономического класса по субсидируемому маршруту, размер которого с учетом налога на добавленную стоимость не превышает размер, приведенный в приложении N 2 ;

"субсидируемый маршрут" - маршрут, пункты отправления и назначения которого расположены на территориях разных субъектов Российской Федерации, включенный в перечень субсидируемых маршрутов в соответствии с пунктами 7-9 настоящих Правил;

"узловой аэропорт" - аэропорты городов Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Краснодара, Сочи, Уфы, Красноярска, Самары, Ростова-на-Дону, Хабаровска, Владивостока, Казани, Перми, Иркутска, Минеральные Воды, Тюмени, Калининграда, Якутска и Южно-Сахалинска;

"фактический пассажирооборот" - произведение, полученное в результате умножения численности перевезенных по субсидируемому маршруту пассажиров за один месяц на протяженность маршрута в одном направлении.

3. Право на получение субсидии предоставляется авиаперевозчикам, заключившим с Федеральным агентством воздушного транспорта договор о предоставлении субсидии (далее - договор) и осуществлявшим воздушные перевозки с использованием воздушных судов, внесенных в сертификат эксплуатанта авиаперевозчика:

а) с частотой не менее 1 рейса в неделю - по маршрутам, включенным в перечень субсидируемых маршрутов в первую, вторую, третью, четвертую и пятую очередь согласно пункту 9 настоящих Правил;

б) с частотой не менее 2 рейсов в неделю - по маршрутам, включенным в перечень субсидируемых маршрутов в шестую очередь согласно пункту 9 настоящих Правил.

Информация об изменениях:

В случае если авиаперевозчик указал в заявлении софинансируемый маршрут, к заявлению также прилагается копия соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии авиаперевозчикам в отношении этого маршрута, и (или) копии программ развития авиаперевозок из аэропортов отправления (назначения) маршрутов, утвержденных субъектом Российской Федерации (в отношении маршрутов, указанных в абзаце восьмом пункта 2 настоящих Правил), и (или) письмо авиаперевозчика, подписанное генеральным директором и главным бухгалтером (при наличии) этого авиаперевозчика, о его намерении осуществлять воздушную перевозку по этому маршруту (в отношении маршрутов, указанных в абзаце девятом пункта 2 настоящих Правил).

В случае если авиаперевозчик планирует осуществлять воздушную перевозку по субсидируемому маршруту с промежуточной посадкой со сменой воздушного судна одного типа на воздушное судно другого типа, в графе "Примечание" заявления делается соответствующая отметка.

Заявления, поданные после 1 декабря, рассматриваются Федеральным агентством воздушного транспорта после утверждения перечня субсидируемых маршрутов.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Пункт 8 дополнен подпунктом "г.1" с 2 марта 2018 г. - Постановление

г.1) объем воздушных перевозок по маршруту за год, предшествующий году предоставления субсидии, не превысил 15 тыс. пассажиров (в обоих направлениях) - для субсидируемых маршрутов, по которым за год, предшествующий году предоставления субсидии, достигнут предельный объем воздушных перевозок, указанный в подпункте "г" настоящего пункта;

д) маршрут не относится к маршрутам, воздушные перевозки пассажиров по которым субсидируются за счет средств федерального бюджета в соответствии с иными актами Правительства Российской Федерации.

9. Маршруты включаются в перечень субсидируемых маршрутов в следующем порядке:

а) в первую очередь - маршруты, в отношении которых субъектом Российской Федерации принято решение о предоставлении авиаперевозчику из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии на осуществление воздушной перевозки с территории этого субъекта Российской Федерации и (или) на его территорию в размере более 60 процентов предельного размера субсидии, приведенного в приложении N 1 к настоящим Правилам, или маршруты, в которых хотя бы один из аэропортов расположен в населенном пункте, предусмотренном приложением N 3 к настоящим Правилам;

г) в четвертую очередь - маршруты, которые в году, предшествующем году предоставления субсидии, были включены в перечень субсидируемых маршрутов, по которым осуществлялись воздушные перевозки и среднее значение комплексного показателя эффективности субсидирования фактического пассажирооборота за период осуществления воздушных перевозок не превышало предельные значения комплексного показателя эффективности субсидирования фактического пассажирооборота согласно приложению N 4 ;

д) в пятую очередь - маршруты, по которым в году, предшествующем году предоставления субсидии, было выполнено не более 30 регулярных рейсов;

Информация об изменениях:

Пункт 9 дополнен подпунктом "е" с 2 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2018 г. N 150

е) в шестую очередь - маршруты, по которым в году, предшествующем году предоставления субсидии, было выполнено более 30 регулярных рейсов.

10. Перечень субсидируемых маршрутов размещается на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае подачи авиаперевозчиком заявления после 1 декабря года, предшествующего году предоставления субсидии, маршрут, указанный в заявлении, вносится в перечень субсидируемых маршрутов при его соответствии требованиям к субсидируемым маршрутам, указанным в пункте 8 настоящих Правил, и отсутствии этого маршрута в перечне субсидируемых маршрутов.

В случае расторжения договора по инициативе авиаперевозчика до начала выполнения регулярных воздушных перевозок по субсидируемому маршруту или в связи с прекращением авиаперевозчиком выполнения регулярных воздушных перевозок по субсидируемому маршруту, а также при расторжении договора в случае установления факта нарушения авиаперевозчиком положений, предусмотренных настоящими Правилами и договором, Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 5 дней со дня расторжения договора размещает информацию о субсидированных маршрутах, по которым прекращены перевозки, на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта.

11. Перечень субсидируемых маршрутов в текущем году сокращается и (или) уточняется Федеральным агентством воздушного транспорта в следующих случаях:

а) если в течение более чем 3 месяцев текущего года среднее значение комплексного показателя эффективности субсидирования фактического пассажирооборота по маршруту превышает предельные значения этого показателя, приведенные в приложениях N 2.2 и к настоящим Правилам;

б) если авиаперевозчик представил письмо об отказе осуществлять воздушные перевозки по субсидируемому маршруту;

12. При поступлении заявления более чем от одного авиаперевозчика в отношении одного маршрута, включенного в перечень субсидируемых маршрутов, Федеральное агентство воздушного транспорта заключает договор с авиаперевозчиком, планирующим использовать для осуществления региональной воздушной перевозки современные воздушные суда, произведенные на территории Российской Федерации после 1 января 2009 г., либо воздушные суда, на которых поршневой двигатель был заменен на турбовинтовой двигатель.

Если два и более авиаперевозчика, планирующих использовать для осуществления региональной воздушной перевозки современные воздушные суда, произведенные на территории Российской Федерации после 1 января 2009 г., либо воздушные суда, на которых поршневой двигатель был заменен на турбовинтовой двигатель, подали заявления в отношении одного маршрута, включенного в перечень субсидируемых маршрутов, договор заключается с авиаперевозчиком, указавшим в заявлении наименьшее значение комплексного показателя эффективности субсидирования предельного пассажирооборота.

Если среди авиаперевозчиков, подавших заявление в отношении одного маршрута, включенного в перечень субсидируемых маршрутов, отсутствует авиаперевозчик, планирующий использовать для осуществления региональной воздушной перевозки современные воздушные суда, произведенные на территории Российской Федерации после 1 января 2009 г., либо воздушные суда, на которых поршневой двигатель был заменен на турбовинтовой двигатель, договор заключается с авиаперевозчиком, планирующим использовать для воздушной перевозки воздушные суда, произведенные на территории Российской Федерации до 1 января 2009 г., или воздушные суда иностранного производства и указавшим в заявлении наименьшее значение комплексного показателя эффективности субсидирования предельного пассажирооборота.

13. В договоре в том числе предусматриваются:

а) обязанность авиаперевозчика не позднее чем за 5 дней до начала осуществления воздушных перевозок обеспечить продажу билетов по стоимости, не превышающей размера специального тарифа, на все места в салоне экономического класса на воздушные перевозки по субсидируемым маршрутам;

б) обязанность авиаперевозчика осуществлять воздушные перевозки по субсидируемому маршруту в соответствии с его заявлением;

в) форма, порядок и сроки представления отчета авиаперевозчика о количестве фактически выполненных рейсов, численности перевезенных пассажиров, фактическом пассажирообороте, применяемых тарифах, причитающейся авиаперевозчику субсидии и комплексном показателе эффективности субсидирования фактического пассажирооборота (далее - отчет);

г) согласие авиаперевозчика на проведение Федеральным агентством воздушного транспорта и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, предусмотренных настоящими Правилами;

д) порядок расторжения договора в случае установления факта нарушения положений, предусмотренных настоящими Правилами и договором;

14. Для получения субсидии авиаперевозчик ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет отчет в Федеральное агентство воздушного транспорта.

Авиаперевозчик несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в отчете.

Отчеты в отношении региональных воздушных перевозок пассажиров, выполненных с 1 по 15 декабря 2018 г. включительно, предоставляются в Федеральное агентство воздушного транспорта не позднее 20 декабря 2018 г.

15. Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке Федеральному агентству воздушного транспорта как получателю средств федерального бюджета на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил, в соответствии с договорами.

Размер субсидии рассчитывается путем сложения размеров субсидий, предоставляемых в отношении каждого субсидируемого маршрута, при этом каждая субсидия определяется как произведение количества выполненных рейсов, размера субсидии, предоставляемой на один рейс, не превышающего предельного размера субсидии, предусмотренного приложением N 1 к настоящим Правилам, и коэффициента, приведенного в приложении N 5 .

В случае если воздушная перевозка по субсидируемому маршруту осуществляется с промежуточной посадкой с заменой воздушного судна одного типа воздушным судном другого типа, размер субсидии рассчитывается как сумма субсидий за каждый участок такой перевозки.

17. Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 10 дней со дня получения отчета осуществляет проверку его полноты и правильности оформления и принимает решение о перечислении авиаперевозчику субсидии либо о возврате ему документов с указанием причин возврата.

Проверка полноты и правильности оформления отчетов авиаперевозчиков в отношении региональных воздушных перевозок, выполненных с 1 по 15 декабря 2018 г. включительно, и принятие решения о перечислении субсидии в отношении таких перевозок осуществляются Федеральным агентством воздушного транспорта не позднее 24 декабря 2018 г.

18. Документы возвращаются авиаперевозчику в случае выявления в них опечаток, технических ошибок и (или) в случае представления документов с нарушением требований, установленных договором.

19. Авиаперевозчик в течение 5 дней со дня получения возвращенного отчета устраняет допущенные опечатки, технические ошибки и (или) нарушения и представляет уточненный отчет в Федеральное агентство воздушного транспорта.

Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 5 дней со дня получения от авиаперевозчика уточненного отчета осуществляет проверку его полноты и правильности оформления и принимает решение о предоставлении авиаперевозчику субсидии либо об отказе в предоставлении ему субсидии.

Информация об изменениях:

Количество

пассажирских

Протяженность маршрута в одном направлении

менее 200 км

1001 - 1100 км

1101 - 1200 км

1201 - 1400 км

1401 и более км

_____________________________

* В отношении маршрута, соответствующего требованиям подпункта "г.1" пункта 8 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 1242 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети", предельный размер указанной субсидии подлежит уменьшению в 2 раза.

** Для Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации количество пассажирских мест на воздушном судне - 112, для софинансируемых маршрутов количество пассажирских мест на воздушном судне не ограничивается.

С изменениями и дополнениями от:

Протяженность маршрута (в одном направлении)

менее 200 км

901 и более км

Город Норильск Красноярского края

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии.
2. Федеральной службе по тарифам:
совместно с Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой в 3-месячный срок разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации порядок определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность);
по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой в 6-месячный срок утвердить порядок определения величины мощности, используемой при установлении и применении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности).
3. Признать утратившими силу:
пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791);
абзацы тридцать девятый - сорок пятый подпункта "а" пункта 1 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 37 ст. 3876);
абзацы второй и пятый подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 450 "О внесении изменений в от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3940);
пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 996 "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Российской Федерации по вопросам организации деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии", а также абзац четвертый подпункта "б" пункта 1 изменений, которые вносятся в отдельные постановления Правительства Российской Федерации по вопросам организации деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии, утвержденных указанным постановлением (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 3, ст. 182);
постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2009 г. N 512 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 26, ст. 3188);
постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. N 216 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 15, ст. 1808).
4. Настоящее постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2011 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2010 г. N 1242

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

1. В Основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791; 2005, N 1, ст. 130; 2006, N 36, ст. 3835; N 37, ст. 3876; 2007, N 14, ст. 1687; 2008, N 25, ст. 2989; N 27, ст. 3285; 2009, N 8, ст. 980; N 12, ст. 1429; N 25, ст. 3073; N 26, ст. 3188; 2010, N 15, ст. 1808; N 23, ст. 2837):
а) дополнить пунктом 57.2 следующего содержания:
"57-2. Регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются исходя из объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных в сводном балансе, и индикативной цены на электрическую энергию (мощность) для поставки населению, утверждаемой Федеральной службой по тарифам.
Регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются регулирующим органом одновременно в 2 вариантах:
одноставочный тариф (цена), включающий в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности;
одноставочный, дифференцированный по зонам суток тариф (цена), включающий в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности в дневные и ночные часы суток.
Применение в расчетах за потребленную электрическую энергию (мощность) тарифа (цены), дифференцированного по зонам суток, определяется в договоре энергоснабжения и возможно только при наличии у потребителя соответствующих приборов учета электрической энергии (мощности).
Выбор варианта тарифа (цены) производится потребителем путем направления письменного уведомления в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), но не ранее даты ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета.