Выкуп акций у миноритарных акционеров. Выкуп акций у акционеров. Причины обратного выкупа

Важнейшей особенностью осуществления сделок с акциями ОАО является обязанность лица, ставшего обладателем более 30, 50 или 75% общего количества голосующих акций общества, направить остальным акционерам обязательное предложение о выкупе у них акций (или прочих ценных бумаг, которые могут конвертироваться в акции). Делается это предложение не позднее, чем через 35 дней после занесения записи прихода по лицевому счету.

При этом в диапазонах 30% + 1 акция - 50%, 50% + 1 акция - 75%, 75% + 1 акция - 100% лицо вправе приобретать ценные бумаги без появления у него обязанности по направлению другим акционерам обязательного предложения. Оно необходимо только в том случае, если по результатам сделок при выкупе акций ОАО или по другим основаниям (например, при появлении признаков аффилированности) было превышено одно из пороговых значений (30%, 50% или 75% от числа голосующих акций).

Почему были выбраны именно эти цифры? Дело в том, что переход через данные пороги дает ту или иную степень контроля над компанией. Так, обладание 30% акций дает их держателю право провести повторное собрание вместо несостоявшегося. 50%-й пакет акций позволяет его владельцу решить различные вопросы в свою пользу на общем собрании акционеров, где требуется одобрение простым большинством голосов, а пакет в 75% - если требуется одобрение квалифицированным большинством.

Так же как и добровольное предложение , обязательное по своей сути является публичной офертой, в которой приводятся все самые важные условия сделки. А исполнение обязательства инвестора, направляющего обязательное предложение, должно быть подтверждено банковской гарантией. Отличием же является то, что направление обязательного предложения о выкупе акций - это не волеизъявление инвестора, а его обязанность, которая возникает при достижении его пакетом акций размера вышеуказанных пороговых значений.

Особенности установления стоимости акций в обязательном предложении

Цена акции, указанная в обязательном предложении, должна устанавливаться инвестором с учетом определенных требований. Так, стоимость ценных бумаг не может быть меньше их средневзвешенной цены, которая определяется по результатам проведения торгов на рынке ценных бумаг за предыдущие шесть месяцев.

Если число организаторов торговли составляет два или более, то средневзвешенная цена рассчитывается по результатам торгов всех организаторов, где данные ценные бумаги обращаются в течение шести или более месяцев.

В том случае, если рассматриваемые ценные бумаги не участвуют в торгах либо состоят в обороте в течение периода, составляющего менее шести месяцев, цена, указанная в обязательном предложении, не может быть меньше рыночной стоимости, рассчитанной независимым оценщиком. При этом оценке подлежит стоимость одной конкретной акции (либо другой ценной бумаги, конвертируемой в нее).

Если в течение шести предыдущих месяцев инвестор (либо его аффилированное лицо) приобрел или обязался выкупить акции, то их цена, указанная в обязательном предложении, не может быть ниже максимальной цены, по которой эти лица приобрели или обязались выкупить эти ценные бумаги.

Возможные сложности

Появление у крупного (мажоритарного) акционера обязанности по направлению обязательного предложения о выкупе акций, выгодно, прежде всего, мелким (миноритарным) акционерам, а также тем держателям крупных пакетов акций, которые не имеют целей по управлению акционерным обществом и, в сложившейся ситуации, заинтересованы в выгодной продаже этих ценных бумаг. Оценив все изменения, которые могут при этом возникнуть в сфере корпоративного контроля, они вправе продать принадлежащие им акции по рыночной стоимости. И это будет выгодно: ведь при появлении мажоритарного акционера у миноритариев уже не будет реальной возможности принимать участие в управлении обществом.

Однако требование об обязательном предложении, содержащееся в Законе об акционерных обществах, сильно осложнило жизнь мажоритарных акционеров. Возможность миноритарных акционеров реализовывать свои акции по рыночным ценам ведет к определенному риску для покупателей. Нужно быть готовым к тому, что инвестор, желающий, например, приобрести 40% акций открытого акционерного общества, на деле будет вынужден выкупить 100% акций ОАО. Для того чтобы избежать таких ситуаций, подобные сделки нужно структурировать на начальной стадии их проведения.

Сделать это можно следующими способами:

  • Если планируется выкуп крупного пакета акций (как правило, превышающего 50%), хорошим вариантом может быть изменение вида акционерного общества: c ОАО на ЗАО. Уведомлять кредиторов при этом не требуется. Для того чтобы сменить вид общества, необходимо всего лишь внести изменения в его Устав. Существенная сложность в данном варианте - это обеспечение лояльного голосования квалифицированным числом (более 75% акций) всех голосующих на собрании.
  • Обязательное предложение о выкупе акций не требуется и в том случае, если ценные бумаги реализуются или приобретаются между аффилированными лицами. В рамках такой схемы владелец акций не отчуждает свои ценные бумаги, а вносит их в уставной капитал общества с ограниченной ответственностью - дочерней компании. При этом у общества уже не возникает обязанности создавать обязательное предложение.
    Далее потенциальный покупатель акций приобретает все доли уставного капитала ООО и таким образом он получает возможность распоряжаться всеми акциями. Несмотря на то, что с точки зрения закона акции принадлежат дочерней компании - обществу с ограниченной ответственностью, покупатель получает полный контроль над всем пакетом акций. При этом немаловажно то, что у него не возникает каких-либо обязательств перед другими владельцами ценных бумаг.

Если же какие-либо обстоятельства делают невозможным использование приведенных двух методов, то нужно быть готовым к возможным рискам. Упор в этом случае следует сделать на управлении стоимостью проекта и планировании возможных вариантов сделки.

Вопрос о коэффициентах конвертации и ценах выкупа является одним из важнейших при проведении реорганизации акционерного общества.

Напомним, что согласно закону «Об АО» реорганизация общества сопровождается выкупом обыкновенных и привилегированных акций у несогласных акционеров. Если при этом выкуп обыкновенных и привилегированных акций осуществляется по разным ценам – это является грубым нарушением прав акционеров. Как следствие таким же нарушением является практика, когда для привилегированных акций в ходе присоединения компаний устанавливаются коэффициенты конвертации, отличающиеся от обыкновенных акций. Представляется весьма важным заострить здесь внимание на этом вопросе, ибо советы директоров достаточно часто совершают подобные ошибки.

Одно из оснований для установления единой цены выкупа (и единых коэффициентов конвертации) содержится в п.1 ст. 75 Закона «Об акционерных обществах», в которой установлено, что требовать выкупа вправе в равной степени все владельцы голосующих акций (а по вопросу реорганизации голосуют владельцы всех типов акций). Для этих целей составляется единый список лиц, владеющих голосующими акциями, имеющих права требовать их выкупа. Таким образом, Закон «Об акционерных обществах» не делает различия при выкупе акций у акционеров на владельцев обыкновенных и привилегированных акций. Применяется один критерий – голосующие акции, соответственно, и цена выкупа подразумевается единая. При этом привилегированные акции являются голосующими наравне с обыкновенными в вопросах реорганизации общества в соответствии с п. 4 статьи 32 Закона «Об акционерных обществах».

Для владельцев акций с одинаковым объемом прав по вопросам реорганизации общества в результате выкупа должны наступать одинаковые правовые последствия в виде одинаковой цены выкупа акций, что следует из п. 1 статьи 2 Закона «Об акционерных обществах», устанавливающего принцип имущественного равенства всех акционеров общества, имеющих одинаковые права по отношению к обществу.

Зачастую совет директоров общества вводится в заблуждение оценщиками, которые оценивают компании для целей реорганизации по заказу Советов директоров. Но если оценщик не понимает природы формирования цен привилегированных акций (как показывает практика, для него – это некая «заданная сверху субстанция», в оправдание которой могут приводиться самые разнообразные вещи: дисконт за ликвидность, объем оцениваемого пакета и т.д., то есть все что угодно, кроме устава компании, где четко прописаны права владельцев акций, в том числе на дивиденды и ликвидационную стоимость), то Советы директоров просто обязаны исправлять такие ошибки.

Тем не менее, советы директоров постоянно принимают за основу коэффициенты конвертации и цены выкупа, посчитанные оценщиком. А ведь закон «Об акционерных обществах» четко говорит, что цены оценщика служат не истиной в последней инстанции и даже не ориентиром (так как отклонение цены допускается ТОЛЬКО в одну сторону, то есть они могут быть ТОЛЬКО выше!). Они являются минимально возможными ценами выкупа, то есть ценами, ниже которых даже самый «некомпетентный» оценщик не готов позволить заинтересованным членам Совета директоров санкционировать отъем имущества у миноритарных акционеров.

Добровольные и обязательные предложения: возможные злоупотребления и ошибки

Одним из наиболее распространенных нарушений, допускаемых компаниями, является ущемление прав миноритарных акционеров при проведении реорганизации общества и выставлении оферты по справедливой цене в случае принудительного выкупа мажоритарным акционером их долей. Подобное нарушение является весьма болезненным, так как в данном случае речь идет о безвозвратных потерях денег миноритарными акционерами. По сути дела, речь идет о попытке воровства со стороны мажоритарного акционера у миноритарных.

К сожалению, привычными стали случаи, когда при принудительном выкупе компания оценивается ниже балансовой стоимости или в две-три годовых прибыли. Понятно, что «независимый оценщик» сделал все, чтобы уценить объект оценки. В итоге миноритарные акционеры получают несправедливую цену за свои акции практически без шансов опротестовать саму процедуру: доказывать в суде неадекватность отчета оценщика – дело крайне неблагодарное.

Согласно положениям закона «Об АО» цена принудительного выкупа не может быть ниже рыночной стоимости ценных бумаг, определенной независимым оценщиком. В этой связи ПЧСД должен детально ознакомиться с отчетом оценщика, подвергнув его критической оценке. Если выводы оценщика представляются сомнительными и приводят к занижению цены выкупа, ПЧСД должен известить об этом органы управления обществом, а также направить соответствующий запрос в регулирующий орган, обратив его внимание на несправедливость цены принудительного выкупа и прилагая усилия для определения адекватной оценки рыночной стоимости акции (например, путем проведения повторной оценки иным авторитетным оценщиком).

В случае если добровольное или обязательное предложение не сопровождается принудительным выкупом (при пересечении порогов владения в 30%, 50%, 75%), в этом случае компетенция совета директоров как органа управления обществом видоизменяется. Во избежании конфликта интересов часть полномочий автоматически переходит от совета директоров общества к ОСА. Однако самое главное, на что следует обратить внимание, это действия совета директоров после получения обществом такого предложения. В этой ситуации в обязанности совета директоров входит рассмотрение и выработка рекомендаций в отношении полученного предложения, включая оценку предложенной цены приобретаемых ценных бумаг и возможного изменения их рыночной стоимости после приобретения, оценку планов лица, направившего такое предложение, в отношении общества, в том числе в отношении его работников. Иными словами, совету директоров предлагается дать мотивированное заключение акционерам относительно выгодности для них направленного предложения. Для этого необходимо оценить текущую ситуацию в обществе, дать прогноз развития общества, как без учета поступившего предложения, так и с его учетом, и выбрать лучший из имеющихся вариантов. Такие действия совета директоров должны быть свободны от личной заинтересованности, симпатий или антипатий. Основным критерием становится максимум акционерной стоимости, который можно получить, выбрав один из имеющихся вариантов. Если совет директоров придет к выводу о том, что поступившее предложение не учитывает перспектив развития компании или в полной мере синергетического эффекта, которое получит лицо, направившее такое предложение, то в этом случае в интересах акционеров совет директоров обязан выразить отрицательное отношение к поступившему предложению. Кроме того, действуя в интересах акционеров, совет директоров в такой ситуации может вступить в переговоры с данным лицом об улучшении цены предложения, а также создать условия для направления конкурирующего предложения (предложений) о приобретении акций общества по более высокой цене. В этой связи категорически неприемлем механистический подход: автоматическое положительное заключение, невзирая на предложенную цену.

Также весьма важным представляется соответствие сделанного предложения требованиям закона «Об акционерных обществах»: необходимо убедиться, что сделанное предложение ставит всех акционеров общества в равные права относительно распоряжения собственными акциями.

На практике очень часто встречаются ситуации, когда лицо, приобретающее акции общества, пересекает установленные законодательством пороги владения (30%,50%,75%,95%), стараясь при этом избежать необходимости выставления оферты миноритарным акционерам. Как известно, законодательство предусматривает закрытый перечень ситуаций, освобождающих лицо от необходимости выставлять оферту. ПЧСД в такой ситуации должен добиваться структурирования условий предложения таким образом, чтобы у лица, направившего такое предложение, не возникло освобождения от выставления оферты. В этой связи особое внимание следует обратить на степень аффилированности сторон, консолидирующих акции общества, а также на попытки преодолеть пороговые значения искусственным путем, например, с помощью допэмиссии в ходе реализации своего преимущественного права или выкупа обществом акций (подробно эти случаи рассмотрены в разделе «МУАК»).

Серьезного внимания заслуживает и цена обязательного предложения. Для биржевых бумаг она не может быть ниже средневзвешенной цены за шесть месяцев, предшествующих дате направления предложения в регулирующий орган. Для необращающихся ценных бумаг цена предложения не может быть ниже рыночной цены, определенной независимым оценщиком. В обоих случаях существуют возможности злоупотребления со стороны лица, направившего предложение, касающиеся влияния на цену. Для биржевых бумаг создается возможность манипулирования средневзвешенной ценой путем проведения через организатора торговли фиктивных сделок с большими объемами ценных бумаг по ценам, значительно отклоняющимся от цен вторичного рынка. В случае привлечения оценщика таких возможностей еще больше, ибо заказчиком отчета об оценке является заинтересованное лицо, направившее обязательное предложение.

Законом также определено, что цена обязательного предложения не может быть ниже наибольшей цены, по которой лицо, направившее обязательное предложение, приобрело, либо взяло на себя обязанность приобрести соответствующие ценные бумаги в течение предыдущих шести месяцев. Это означает, что на практике не должно быть никакого дисконта между ценой обязательного предложения и максимальной ценой, по которой крупным акционером наращивался пакет за последние полгода. На практике, к сожалению, часто встречаются случаи, когда такой дисконт пытаются обусловить величиной приобретаемого пакета (так называемая, «премия за контроль»), игнорируя физический смысл акции. С точки зрения экономики, размер дохода на одну акцию не должен зависеть от того является она частью крупного пакета или нет. Изменение курсовой стоимости, размер дивидендов, нераспределенная прибыль - все эти показатели одинаковы в пересчете на одну акцию и не зависят от того входит акция в крупный пакет или нет.

Во всех перечисленных случаях ПЧСД должен внимательно отнестись к цене обязательного предложения. При наличии вышеописанных признаков злоупотребления ПЧСД обязан незамедлительно проинформировать об этом совет директоров общества, а также регулирующий орган.

В качестве завершающего этапа приобретения им акций акционерного общества, осуществляемой посредством процедуры добровольного или обязательного предложения, в результате которой таким крупным акционером приобретен доминирующий пакет акций (обычно не менее 90-98% величины уставного капитала в зависимости от конкретного законодательства).

Зеркальным отображением права на сквиз-аут является право миноритарных акционеров на селл-аут (право требования обязательного для крупного акционера выкупа акций миноритарных акционеров при наличии желания последних). Предоставляется миноритарным акционерам при тех же условиях, при которых право на сквиз-аут наступает у крупных акционеров.

Экономический смысл

С точки зрения экономической целесообразности принудительный выкуп акций рассматривается как возможность завершить процесс консолидации акций акционерного общества в руках одного акционера или нескольких аффилированных между собой акционеров на условиях, максимально выгодных как для приобретателя, так и для миноритарных акционеров. Логика при этом заключается в том, что, с одной стороны, в крупных акционерных обществах у лица, стремящегося осуществить приобретение контроля над обществом посредством консолидации его акций, практически нет шансов выкупить все акции, даже в случае предложения выгодной цены (хотя бы просто в силу наличия «мертвых душ» в реестре). С другой стороны, при сосредоточении в руках одного акционера крупного пакета акций, ликвидность таких акций резко снижается, и миноритариям практически невозможно реализовать свои акции по выгодной цене на публичном рынке. Жесткий контроль за процедурой принудительного выкупа и за ценообразованием по сделке позволяет максимально учесть интересы обеих сторон.

Правовое регулирование принудительного выкупа акций

В странах общего права и в особенности, в США, помимо самого корпоративного законодательства, большую роль в защите миноритариев играют судебные решения (суды в странах общего права, выполняют не только правоприменительную, но и нормотворческую функцию). Во многих случаях суды берут на себя оценку справедливости условий, на которых осуществлялась фундаментальная сделка, прибегая к независимой аналитике . Это позволяет решить дело в пользу миноритариев, если сделка признана несправедливой, даже когда все требования корпоративного законодательства формально соблюдены.

Сквиз-аут в России

В Российской Федерации процедура сквиз-аута вводится новой редакцией Закона «Об акционерных обществах» (вступил в силу с 01 июля 2006 года) и предоставляется в качестве права крупному акционеру, являющемуся на момент вступления в силу данной редакции Закона владельцем 95% акций открытого общества, либо акционеру, который станет после вступления в силу данной редакции Закона владельцем 95% акций открытого общества в результате процедуры добровольного или обязательного предложения.

См. также

  • Добровольное предложение
  • Обязательное предложение

Источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Принудительный выкуп акций" в других словарях:

    Миноритарий - (Minority) Миноритарий это акционер компании с незначительным количесвом акций Миноритарий: права и их защита, выкуп акций, консолидация и дробление акций, ТНК ВР и Роснефть Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Миноритарий акционер компании (физическое или юридическое лицо), размер пакета акций которого не позволяет ему напрямую участвовать в управлении компанией (например, путём формирования совета директоров). Такой пакет акций называется… … Википедия

    - (миноритарий) акционер компании (физическое или юридическое лицо), размер пакета акций которого не позволяет ему напрямую участвовать в управлении компанией (например, путём формирования совета директоров). Такой пакет акций называется… … Википедия

    Уставной капитал - (Ustavnoy capital) Содержание Содержание Определение Минимальный размер в Учет уставного капитала Увеличение уставного капитала ООО Увеличение уставного капитала ООО за счет имущества Общества Увеличение уставного капитала ООО за счет… … Энциклопедия инвестора

    У этого термина существуют и другие значения, см. Акция. Ценные бумаги … Википедия

    Принудительный выкуп акций или сквиз аут (от англ. squeeze out «вытеснение», «выдавливание») предусмотренная законодательством некоторых стран процедура обязательной продажи акций миноритарных акционеров (без их согласия) крупному акционеру в… … Википедия

    Листинг - (Listing) Листинг это совокупность процедур по допуску ценных бумаг к обращению на фондовой бирже Определение листинга, преимущества и недостатки листинга, виды листинга, этапы процедуры листинга, котировальный список листинга, делистинг… … Энциклопедия инвестора

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Мировой финансовый кризис 2008 2010 года негативно повлиял на … Википедия

    I в современном экономическом строе Б. являются высшей формой кредитного посредничества и важнейшими органами вексельного и денежного обращения. Цель банковой деятельности: во первых, создать систему кредита (см. это сл.), которая обеспечивала бы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Долг - (Debt) Долг денежная сумма или материальные ценности, взятые взаймы на определенных условиях Понятие долг, внутренний и внешний долг государства и другие виды долгов, государственный долг США и России, долговые инструменты и погашение долгов… … Энциклопедия инвестора

В акционерных обществах открытого типа практикуется узаконенный принудительный , если размер пакета, принадлежащий одному лицу, достигает 95%. Существует два варианта требований к выкупу: обязательное и добровольное предложение. В первом случае инвестор обязан предложить акционерам продать свои акции, во втором – акционеры предлагают ему выкупить оставшиеся 5%.

Принудительный выкуп акций по требованию владельца основного пакета ценных бумаг

Крупный акционер имеет полное право принудительно затребовать выкуп бумаг (squeese-out), оставшихся на руках у акционеров без их предварительного согласия. Инвестор в течение полугода с того момента, как он стал обладателем 95% пакета, может направить требование о выкупе всем остальным владельцам, извещая их об условиях сделки.

Цена акций и ценных бумаг при принудительном выкупе не может быть ниже цены:

  • рыночной (по расчёту независимого эксперта-оценщика);
  • цены их приобретения по обязательному или добровольному предложению, благодаря которому владельцем пакета были приобретены 95%;
  • максимальной цены, по которой главный владелец приобрёл акции после срока истечения действия полученного предложения.

Оставшиеся держатели бумаг имеют право предъявить требование о выкупе оставшихся акций (sell-out). Не позднее 35 календарных дней со дня обретения пакета инвестор должен отправить 5% держателей бумаг уведомление с изложенными условиями предстоящей сделки о том, что они имеют право потребовать выкуп оставшейся доли. Акционеры, принимая условия, направляют инвестору требование о выкупе не позже, чем через полгода после их уведомления о таком праве.

Цена выкупаемых акций не может быть ниже:

  • цены, по которой осуществлялась покупка акций по обязательному или добровольному предложению;
  • максимальной цены, по которой владелец пакета купил ценные бумаги после завершения принятия предложения (обязательного или добровольного).

Право на выкуп оставшихся 5% имеет обладатель пакета, если им приобретено не < 10% голосующих акций при принятии предложения (обязательного или добровольного).

Инвестор выкупает оставшиеся акции у всех акционеров, не зависимо от их желания. Если мелкие владельцы не предъявят заявления о продаже своей доли, их акции будут списаны и перейдут на счёт главного владельца. Денежные средства, перечисленные за ценные бумаги, для последующего расчёта с акционерами хранятся на депозите нотариуса в районе расположения акционерного общества.

Мелкие держатели акций, не желающие отказываться от своей доли или не удовлетворённые ценой, вправе направить иск о возмещении убытков в арбитражный суд, но не позже полугода со дня списания выкупаемых акций со своего лицевого счета. Предъявление иска не может приостановить процесс принудительного выкупа или признать его недействительным.
Обладатель 95% пакета ценных бумаг получает полный контроль над компанией и становится её собственником. Главная мотивация принудительного выкупа - 100% пакет позволит его единственному владельцу гораздо эффективнее управлять компанией. Как правило, при этом игнорируются права мелких акционеров.

Принудительный выкуп для акционерных обществ закрытого типа намного сложнее, но они пользуются правом преобразования закрытого акционерного общества в открытое.

Ирина Владимирова, юрисконсульт Юридического бюро ""Константа""

Как известно, в результате приватизации в 90-х годах было создано огромное количество акционерных обществ. Во многих из них число акционеров достигало тысяч, а то и десятков тысяч, которыми становились, как правило, работники предприятия, выкупавшие или получавшие безвозмездно его акции. Обещанных при приватизации дивидендов «вкладчики» в активы АО так и не увидели, активностью в реализации иных законных прав, в том числе на управление в АО, не отличались. Со временем многие из акционеров сменили место жительства, умерли, кто-то просто забыл, что является владельцем ценных бумаг АО. Появились, так называемые ""мертвые души"" - акционеры, формально обладающие правом голоса, соответственно включаемые в список для участия на общем собрании, но право на участие и голосование не реализовывающие.

Акционерным обществам, особенно крупным, становилось все сложнее проводить общие собрания акционеров, так как не хватало кворума, что приводило к необходимости организации повторных собраний. Да и расходы на подготовку собраний, в том числе на уведомление акционеров, рассылку бюллетеней для голосования для многих АО выливались в крупную сумму.

Одним из решений указанной проблемы стал Федеральный закон от 05.01.2006 №7 ""О внесении изменений в Федеральный закон ""Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты РФ"", который дополнил закон ""Об акционерных обществах"" отдельной главой, регламентирующей процедуру принудительного выкупа акций у акционеров открытых акционерных обществ. То есть речь идет о процедуре обязательной продажи акций миноритарными акционерами без их предварительного согласия в пользу владельца более 95% акций.

Процедура принудительного выкупа ценных бумаг владельцем крупного пакета распространена в других странах. В международной практике этот процесс называется сквиз-аут (от англ. squeeze out - ""вытеснение"", ""выдавливание"").

Ранее в российском законодательстве существовала всего одна статья, которая регулировала приобретение более 30% акций (ст.80 ФЗ ""Об акционерных обществах""), однако она распространялась только на общества с числом акционеров более тысячи, при этом уставом АО или решением общего собрания акционеров можно было закрепить освобождение от этой обязанности. Также фактически не было требований к содержанию уведомления о намерении приобрести акции, не была регламентирована процедура такого приобретения.

Новой главой XI.1. в ФЗ ""Об акционерных обществах"" введены институты добровольного и обязательного предложения о приобретении ценных бумаг ОАО, требования о выкупе ценных бумаг ОАО (этапы процесса выкупа акций ОАО).

Добровольное предложение по своей сути – это публичная оферта лица, которое имеет намерение приобрести более 30% голосующих акций ОАО, направляемая владельцам этих ценных бумаг. Соответственно владельцы ценных бумаг могут выразить согласие на продажу принадлежащих им акций, если условия предложения их устраивают.

Лицо, которое приобрело более 30% (а также более 50% и 75%) голосующих акций ОАО, обязано направить акционерам – владельцам остальных акций обязательное предложение – публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг. Это положение закона дает возможность миноритарным акционерам реализовать принадлежащие им небольшие пакеты акций, обладающие незначительным количеством голосов. В свою очередь приобретатель крупного пакета до направления обязательного предложения может голосовать только 30% (соответственно 50% и 75%) акций. Остальные принадлежащие ему акции голосующими не считаются и при определении кворума не учитываются.

Принудительный выкуп всех голосующих акций ОАО лицом, которое приобрело 95% таких ценных бумаг, реализуется через процедуру требования о выкупе. При этом акции списываются с лицевого счета акционера и зачисляются на лицевой счет приобретателя в системе ведения реестра без согласия акционера, а денежные средства за выкупленные акции перечисляются приобретателем в депозит нотариуса для дальнейших расчетов с акционером.

В большинстве случаев механизм скупки акций ОАО предполагает прохождение заинтересованным лицом всех вышеуказанных этапов, так как реализовать право выкупа оставшихся 5% акций приобретатель может в случае, если в результате принятия соответствующего добровольного или обязательного предложения им было приобретено не менее чем 10% общего количества голосующих акций АО.

Перед эмитентами и иными лицами, решившими провести процедуру выкупа акций, остро стоит вопрос как это сделать правильно. Ведь законодательство несовершенно, а судебная практика весьма противоречива.

Существуют разные схемы, реализованные на практике, позволяющие принудительно выкупить 100% акций акционерного общества. Наиболее распространенный способ – через проведение процедуры дополнительной эмиссии ценных бумаг и формирования «технического» пакета акций в размере, необходимом для выкупа заинтересованным лицом. Цель – приобрести 95% акций для возникновения права принудительного выкупа оставшегося пакета. Возможен вариант скупки посредством создания управляющей компании с оплатой части уставного капитала компании акциями ""эмитента-мишени"". Более сложной процедура выкупа представляется для закрытых акционерных обществ. Она предполагает на определенном этапе преобразование закрытого акционерного общества в открытое.

Таким образом, закон предоставляет определенный набор инструментов, а комплектовать эти инструменты можно в силу своей изобретательности и финансовых возможностей. В любом случае при проведении процедуры принудительного выкупа акций возникает много тонкостей и нюансов, в том числе связанных с аффилированностью, расчетом пакета акций, проведением оценки рыночной стоимости выкупаемых акций, раскрытием и опубликованием в средствах массовой информации необходимых сведений, урегулированием отношений с нотариусом, получением банковской гарантии.

Закон также предусматривает меры государственного контроля за выкупом акций ОАО. Так, добровольное и обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, а также требование о выкупе ценных бумаг направляются приобретателем в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, который при выявлении несоответствия процедуры выкупа требованиям нормативных актов, может направить приобретателю соответствующее предписание об устранении выявленных нарушений. Это важно учитывать при продумывании схемы выкупа, необходимо максимально юридически грамотно оформить все документы, так как исполнение предписания контролирующего органа потребует времени, что может привести к нарушению сроков выполнения предполагаемых в схеме выкупа действий.

При этом любая схема скупки непроста и содержит в себе определенные риски, которые необходимо оценить, взвесить еще на стадии принятия решения о начале процедуры. Важно не упустить ни одной юридической тонкости и просчитать по шагам весь алгоритм действий, заранее взвесить все ""за"" и ""против"".