Использование мнемотехники на логопедических занятиях. Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи детей на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида. Ожерельева Т.И. Учитель коррекционных. Использование элементов мнемотехники

Мнемотехника - помощник логопеда в коррекционной работе

с дошкольниками с общим недоразвитием речи (из опыта работы) .

Т.Ю. Миронова,

СП ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск - д/с № 20,

учитель - логопед.

Известно, что неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает отпечаток на формирование их сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – техника, облегчающая запоминание и увеличивающая объём памяти, путём образования искусственных ассоциаций. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Особенность мнемотехники – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в таких видах работ по развитию речи:

    автоматизация звуков в чистоговорках, скороговорках и стихотворениях;

    обогащение словаря, формирование практических навыков словообразования;

    развитие грамматического строя речи.

Мнемотаблицы для автоматизации звуков

Процесс обучения дошкольников с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает много сил, как у ребёнка, так и у логопеда. Постепенно у ребёнка утрачивается интерес к занятиям, теряется мотивация говорить «красиво и правильно». Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Заинтересовать, увлечь и добиться результата – мечта каждого педагога. Используя традиционные методы исправления речи, я всегда помню о том, что дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.

Я согласна с автором статьи журнала «Логопед» Барсуковой Е.Л., что мнемотехнику эффективно можно применять на этапе автоматизации звуков. Автор этой статьи использует в своей работе мнемодорожки чистоговорок и стихотворений. Предложенные Барсуковой Е.Л. мнемодорожки стихов, я успешно использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях по автоматизации звуков.

Приведу пример автоматизации звука «ш» с использованием мнемодорожек.

Чистоговорки

ША-ША-ША – наша Даша хороша,
ШИ-ШИ-ШИ – Миша и Маша – малыши,
ШЕ-ШЕ-ШЕ – мыши в шалаше,
ШО-ШО-ШО – говорю я хорошо!

АШ-АШ-АШ – у Наташки карандаш,
ОШ-ОШ-ОШ – у Антошки нож,
УШ-УШ-УШ – малыш идёт в душ,
ЫШ-ЫШ-ЫШ – в камышах мышь.

Стихотворение

Кошка в окошке
Подушку шьёт,
Мышка в сапожках
Избушку метёт.

Скороговорка

Шапка да шубка, вот он наш Мишутка.

Мнемотаблицы для обогащения словарного запаса и развития навыков словообразования

Приемы мнемотехники эффективны и в коррекции лексико-грамматической стороны речи. При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в рамках определенной лексической темы. Детям с общим недоразвитием речи требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка помогут мнемотаблицы. Мнемотаблицы предполагают формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Они позволяют ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также они способствуют расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую различные дидактические игры и пособия.

Образование родственных слов

Такие мнемотаблицы помогают детям с общим недоразвитием речи осознать и проанализировать различные способы словообразования. Работая с ними, дети гораздо быстрее начинают самостоятельно выполнять аналогичные задания.

Игра «Семья слов»

Цель: закрепление навыков образования родственных слов.

Содержание: На доску вывешивается дом, в котором «живут» слова. Окна в этом доме сделаны из прозрачной пленки и за каждым скрывается один из символов (слово большое (большая гора) – например, рыбища; слово маленькое, ласковое (маленькая горка), например, рыбка; слово-признак (волна), например, рыбный; слово-действие (две горизонтальных полосы), например, рыбачить; слово, которое говорят, когда кого-то или чего-то много (три прямоугольника), например, рыбы; слово – человек (человечек), например, рыбак, рыболов). Дети получают картинки с изображением, например, большой рыбы, маленькой рыбки, ухи, удочки, нескольких рыб, рыбака, и расселяют их по нужным квартирам, образуя родственные слова.

Мнемотаблицы для развития грамматического строя речи

Согласование существительного и числительного

Согласование в роде, числе и падеже

Вижу кого,

(что)?

Пою о ком,

(о чем)?

Подарю кому,

(чему)?

Дружу с кем,

(с чем)?

В
округ данных пиктограмм расставляют любые предметные картинки. Логопед просит детей составить словосочетание с опорой на пиктограмму и предметную картинку (например: вижу бабочку; пою о бабочке, подарю бабочке, дружу с бабочкой).

Лото «Предлоги»

Цель: закрепление умения употреблять предлоги в речи.

Игра «Карусель»

Цель : изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование слов в предложении, закрепление структуры простого предложения.

Содержание : два круга (один меньше другого) соединены в центре так, что маленький круг можно вращать. На большом круге нарисованы символы действий, на маленьком – люди, животные, рукотворные объекты. Логопед называет действие, дети вращают маленький круг, выбирая, о ком или о чём они будут составлять предложение, и составляют предложения типа: Мальчик рисовал дерево. И т.д.

Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе даёт положительный результат. У дошкольников с общим недоразвитием речи повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Список литературы:

    Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. //Логопед № 5, 2009.

    Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.

    Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.

    Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.

    Материалы сайта http :// festival .1 september . ru (Авторы: Иванова О.В., Лакомых С.М., Емельянова Н.И.)

Для логопедов не секрет, что у большинства детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушениями всех компонентов языковой системы отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности её распределения; снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У некоторых детей низкая активность припоминания сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны: не будь памяти, не было бы представления и воображения. Осмысление информации способствует ее запоминанию. Вниманиевключается в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощущения становятся более отчетливыми, восприятие более точным, улучшаются память, мышление. Мышление и речь тесно связаны между собой. Понятие существует благодаря слову. Речевое оформление мысли центрирует ее и уточняет. Мышление и речь влияют па протекание ощущений, восприятия, памяти и других процессов.

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами. Человек, чтобы грамотно общаться, должен иметь развитыми все познавательные процессы, а именно: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание, наблюдательность, интеллект.

Формируя речевые навыки у детей с ОНР, в своей работе я использую методы и приемы, которые стимулируют развитие всех психических процессов. Одним из таких методов является мнемотехника.

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»). Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель обучения с её использованием – развитие памяти (различных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения, речи.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей.

Современная мнемотехника- это мощная тренировка внимания и мышления. Это просто отличная гимнастика для мозга.

Одним из методов мнемотехники является метод ассоциативных связей. Суть метода заключается в том, что с его помощью разрозненный и невзаимосвязанный материал объединяется в единую искусственно созданную ассоциативную картину посредством мысленно формируемых образов. В дальнейшем стоит лишь воспроизвести какой-либо образ, как непроизвольно и легко вспоминаются все остальные образы, объединённые в ассоциативную связь.

Очень эффективен метод ассоциаций при автоматизации звука. Из своей практики знаю, как трудно бывает мотивировать ребенка на многократное произношение одних и тех же слов. Сначала я отрабатываю произношение слов парами. Показываю ребенку две картинки с автоматизируемым звуком и предлагаю их запомнить. Для этого ребенок должен объединить их в единую ассоциативную картину, то есть составить предложение с этими словами. Важно отметить, что ребенок сам должен придумать ассоциацию, только в этом случае он сможет воспроизвести образ, причем связь может быть нелепая. Например, картинки «гитара» и «корова» ребенок может объединить предложением «Корова играет на гитаре», что в свою очередь вызовет у ребенка положительные эмоции, и такая нелепица лучше запомнится. Когда ребенок запомнит таким образом все пары картинок, я показываю по одной картинке каждой пары, а ребенок должен припомнить вторую. Количество предлагаемых пар картинок зависит от уровня развития ребенка. На начальном этапе их может быть 3-4, постепенно увеличиваем до 10-15 пар.

Далее можно учить ребенка запоминать цепочку слов. Например при автоматизации звука [Р] можно предложить такие слова: картина, радуга, морковь, корова, рынок, гармошка. Для этого картинки выкладываются в ряд, и ребенок должен по порядку называть картинки и объединять их последовательно в рассказ. Как правило, в результате получаются веселые небылицы, которые ребенок затем легко припоминает, называя картинки в той же последовательности. Например: на картине нарисована радуга, а под радугой растет морковь. Пришла корова, собрала морковь и пошла на рынок продавать. А на эти деньги купила гармошку.

Данный метод можно использовать не только для запоминания картинок, но и предлагать запоминать детям слова, ориентируясь на слуховой анализатор.

Развитию тактильной памяти способствуют занятия с «тактильными дощечками». Это набор дощечек с разной шероховатостью поверхностей. Цель таких занятий - развитие воображения, фантазии; развития речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Логопед кладет несколько дощечек в мешочек. Ребенок на ощупь берет одну дощечку и придумывает к ней ассоциацию. Это может быть котенок (дощечка с мехом) или лестница (дощечка с ребристой поверхностью). Выкладывая дощечки по порядку ребенок связывает образы последовательно в единое целое, т.е. в рассказ. Затем логопед убирает дощечки обратно в мешочек. Ребенок, припоминая составленный рассказ, должен достать дощечки в той же последовательности, что и в первый раз.

Важную роль в освоении приёмов мнемотехники играет дидактический материал. Здесь особое место занимает использование мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.

Мнемотаблицы используются при заучивании текстов, обучении пересказу, составлении описательного рассказа, знакомстве с сезонными явлениями и т.д.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка.

Мнемотаблица «Штанишки для мишки»

Маша нашему малышке
Сшила новые штанишки,
Сшила шубку, сшила шарф
Для мишутки-малыша

Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Для отработки сюжетного метода запоминания используются коллажи. Коллаж – это лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на которые наклеиваются или накладываются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок картинок и составляет суть коллажа. Это пособие позволяет развивать фотографическую память ребёнка; расширить словарный запас, образное восприятие, развивать устную речь, умение связно говорить, рассказывать.

Коллажи в виде «Веселых полянок» эффективно используются при выполнении артикуляционной гимнастики. Ребенку предлагается отправиться на «Веселую полянку» и выполнить все артикуляционные упражнения.


«Веселая полянка» для шипящих звуков

Совместное изготовление с детьми фризов (в виде коллажа) помогает лучше запомнить изученные звуки и буквы. Например, букву Д дети изображают в виде дома и тут же приклеивают разные картинки, в названии которых есть звук [Д].

Таким образом, приемы мнемотехники решают задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, мышления, а также творческой фантазии;
  • перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук.

Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, дает положительные результаты. Итоговая диагностика показала достаточный уровень развития у детей всех познавательных процессов.

Список литературы и сайтов:

1. Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2001.

2. Матюгин И.Ю., Чакоберия Е.И. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. – М.: Эйдос, 1994.

3. Подлиняев О.Л. Эффективная память. – Издание второе, исправленное: Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2003.

4. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. - Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1999.

5. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. - СПб., 1998.

6. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) – Москва, 2007.

7. Матюгин И.Ю. Тактильная память. – М.: Эйдос, 1991.

Методическая копилка

Мнемотехника или мнемоника [греч. mnemonika искусство запоминания] - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, определенный текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, или опорную картинку, воспроизводит текст целиком.

Рекомендации по использованию мнемотаблиц в работе с дошкольниками

"Учим детей загадывать загадки"

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие детей. Предлагая детям отгадать и заучить загадку, мы активизируем мышление ребенка, его память, воображение и, конечно, стимулируем речевое развитие. В пособии представлены загадки и мнетаблицы к ним.

Мнемотаблицы для пересказа

Елочка

Кончилось лето. Деревья нарядились в осенние наряды. У белой березы зеленые листья стали желтыми. Клен украсил себя желтыми и красными листьями. А рябина надела бусы из красных ягод. Только елочка не поменяла своих зеленых иголок.

- Мой наряд еще не готов, - говорила елочка. Он будет готов только к Новому году.

Л.Н. Ефименкова


Испугалась

Маша летом жила у бабушки в доме. Однажды она пошла в лес за грибами. Вдруг из-за дерева выглянул серый волк. «Ой!» - закричала Маша и собралась плакать. Но вдруг серый волк залаял и замахал хвостом. «Да это же наша собака - Шарик!» - обрадовалась Маша.

Л.Н. Ефименкова

Храбрые щенята

Жили два щенка. Вышли они во двор. Посмотрели щенки на небо и увидели желтый блестящий круг. Смотрят щенки, не знают, что это такое. Испугались щенки.

- Давай будем лаять, - говорит один щенок

- Давай, - согласился другой щенок.

Залаяли щенки. А круг поднимается все выше и выше.

- Испугался! - радуется первый щенок.

- Убегает! - говорит другой щенок.

Весело лают щенки

по М. Петрову


Спор животных

Корова, лошадь, собака заспорили между собой, кого из них больше хозяин любит.

- Конечно, меня, - говорит лошадь. -Я ему дрова из леса вожу. Сам на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.

- Нет, хозяин любит больше меня,- говорит корова. -Я его семью молоком пою.

- Нет, меня, -ворчит собака. -Я его дом стерегу.

Услыхал это хозяин и говорит:

- Перестаньте спорить по-пустому. Все вы мне нужны и каждый хорош на своем месте.


Бимка

В одном большом, красивом доме жил-был щенок Бимка. Однажды он пролез под забором и оказался в лесу. Здесь ему встретился ежик. Тронул его Бимка лапой - колется! Вдруг Бимка увидел бабочку - пеструю, воздушную - и побежал за ней. Бежал, бежал и заблудился. Смотрит Бимка - вокруг темный лес и дома не видно. Вдруг слышит: «Бимка! Бимка!» Это бежал и кричал Димочка, его хозяин. Мальчик погладил щенка, взял его на руки и отнес домой.

Т.А. Ткаченко

Транскрипт

2 При заучивании учебных дисциплин (биология, русский язык, геометрия, география и т. п.) мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений. Известная нам мнемотехника: Цвета радуги Каждый охотник желает знать, где сидит фазан - цвета радуги (красный, оранжевый, жѐлтый, зелѐный, голубой, синий, фиолетовый) Русский язык. Уж замуж невтерпѐж мнемофраза для запоминания наречий без ь Цыган на цыпочках цыплѐнку цыкнул: «Цыц» мнемофраза для запоминания слов с ы после ц Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещѐ вертеть, смотреть, ненавидеть и терпеть исключения второго склонения. Падежи русского языка (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный) «Иван (Ирина) Родил Девчонку, Велел Тащить Пелѐнку». География Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кусю для запоминания четырех основных островов Японии Геометрия Биссектриса это крыса (бегает по углам и делит их пополам) Как происходит запоминание Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

3 Хорошо известно, что язык мозга это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребѐнок не понимает этого текста. Традиционно работа по развитию связной речи детей с СНР ведется по следующим направлениям: обогащению словарного запаса, обучению составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучиванию стихотворений, отгадыванию загадок. Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. На начальном этапе обучения составлению рассказов-описаний полезно использовать сенсорно-графические схемы В.К.Воробьевой. Например, при рассматривании яблока детям предлагались следующие вопросы: - Что нам поможет увидеть яблоко - его форму, цвет, величину? Правильно, глаза (на доску помещается карточка с изображением глаза). Мы посмотрели на яблоко и увидели, что оно красное (помещается карточка, обозначающая красный цвет), круглое (карточка с изображением круга). Таким же образом на схеме размещаются соответствующие символы величины, вкуса и т. д. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. На начальных этапах обучения пересказу можно использовать и опорные картинки, условные схемы, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

4 Для составления рассказа, разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя схема, мнемотаблица, подбираются рисунки (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляется возможность воспроизведение текста детьми с опорой на рисунки. Постепенно память детей укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, легче и эмоциональнее. Разучивание становится для ребят делом весѐлым, эмоциональным, и при этом содержание текста осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики». Таким образом, мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение; связную речь; ускоряет процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков; мелкую моторику пальцев рук; основные психические процессы память, внимание, образное мышление; сокращает время обучения. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить еѐ. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

5 При обучении детей составлению рассказов-описаний, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко, Е.А. Барсуковой, Омельченко Л.В., которые беру за основу. У детей отмечается положительная динамика в развитии связной речи, овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Повышается объѐм зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность, возрастает интерес к занятиям, а соответственно повышается их эффективность. Ушинский К. Д. писал: «Учите ребѐнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Список использованной и рекомендуемой литературы, интернет ресурсы: 1. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. М., Научно-методический журнал «Логопед», ООО «ТЦ СФЕРА», 2009, 5 2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва Баласс, Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., Омельченко Л.В. Использование приѐмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед С Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание С azbukalogopeda 8. logopedy.ru 9. Сайт «Болтунишка», раздел Мнемотехника ПРЕЗЕНТАЦИЯ


СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГБОУ «школа» 281 Дошкольное отделение 1 Учитель-логопед: Решетник О. В. 1 Значение связной речи в жизни

Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД 9 «КОЛОБОК» Консультация Тема: «Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с дошкольниками

Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми Навмятуллина Р.Д., к.п.н;. Многие детки имеют такие проблемы речевого развития, как плохая дикция, недостаточный словарный запас, неспособность

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23» Семинар-практикум для воспитателей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Подготовила

Консультация для родителей: «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей» Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Ушинский К.Д. Мнемотехника в переводе с греческого искусство

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» Тема самообразования «Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с дошкольниками» 2015г. 1 Моя педагогическая

«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,

«Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средством наглядного моделирования» Автор-составитель: Кобзева Анастасия Сергеевна воспитатель детского

Использование «мнемотехники» в обогащение речи детей дошкольного возраста. Одной из таких нетрадиционных методик является мнемотехника (мнемоника) - искусство запоминания, система «внутреннего письма»,

«Мнемотехника в развитии связной речи у детей с ТНР» В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Дивисенко Любовь Александровна учитель логопед МБДОУ «Д/С КВ 62» г. Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ

«Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Подготовил: воспитатель Сидорова Елена Альбертовна, ГБДОУ детский сад 31 Приморского района г. Санкт - Петербург Цель:

Выступление учителя-логопеда Тимофеевой Елены Леонидовны на РМО учителей-логопедов с темой: «Использование метода мнемотехники при формировании правильного произношения звуков у старших дошкольников с

Использование технологии моделирование на занятиях Формирование по развитию связной речи в младшем дошкольном речи посредством возрасте. наглядного моделирования Подготовила воспитатель: Гаевская И.В.

Консультация для педагогов по теме: «Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста» Информацию подготовила: учитель-логопед А.А. Нурлубаева Уважаемые коллеги! Хочу представить Вам материал,

Использование мнемотаблиц в познавательно речевом развитии детей. Подготовила: воспитатель Веселова Н. В. 2016 г. Использование мнемотаблиц в познавательно речевом развитии дошкольника. Мнемотехника (или

МНЕМОТЕХНИКА КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,

ПРОЕКТ Использование метода мнемотехники в развитии речи старшего дошкольника Автор: учитель логопед МБДОУ ДСКВ 1 Заруба Светлана Владимировна Понятие мнемотехники К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким

Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать

МКДОУ д/с 484 г. Новосибирска Учитель-логопед первой квалификационной категории Бологова Светлана Сергеевна Статья по теме: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» В деятельности

Овладение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Развитие звуковой

Пояснительня записка Мнемотехника это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, это совокупность правил и приемов, облегчающих

«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.» В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по формированию связной речи дошкольников». Подготовила: учитель-логопед Вебер Н.В. «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он

Развитие связной речи дошкольников с помощью мнемотаблиц УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД КУКУШКИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 4» Гусева Светлана Владимировна Мастер класс для педагогов Тема: «Использование мнемотехники в работе с детьми» В ФГОС ДО особое

Чукалкина Н.В. Использование приемов наглядного моделирования в развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи // Академия педагогических идей «Новация». 2015. 07 (декабрь). АРТ 64 эл. 0,4 п.

КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида» Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с учащимися младших классов (Мастер класс) Разработала:

Использование мнемотехники в познавательно- речевой деятельности Познавательно-речевое развитие способствует расширению у детей познавательного интереса к миру природы и социальному окружению, развитию

Вязникова Екатерина Александровна воспитатель МБДОУ «Д/С 73» г. Череповец, Вологодская область ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ Аннотация: в статье представлен опыт развития связной речи

Использование мнемотехники на занятиях по развитию речи в ДОУ Иванова Е.В. воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ д/с 57 г. Калининград Существует множество проблем: Односложная, состоящая

Современная образовательная технология мнемотехника в ДОУ Потенциал современной образовательной технологии мнемотехника в воспитательно-образовательном процессе ДОУ (на примере раннего и младшего возраста).

«Мнемотехника - один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей» Воспитатель старшей группы 1 категории Карпенко О.М. Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Красная шапочка» План работы самообразования на 2017-2018 учебный год воспитателя средней группы «Ёлочка» Тема «Использование

Светлана Александровна Крюкова Воспитатель МДОУ «ЦРР-д/с 98 г. Магнитогорска Наталья Владимировна Велина Воспитатель МДОУ «ЦРР-д/с 98 г. Магнитогорска ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение гимназия 70 Петроградского района города Санкт-Петербург Консультация на тему: «Нетрадиционные методы развития речи детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка Мнемотехника это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, это совокупность правил и приемов, облегчающих

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад 51 с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района г.санкт-петербурга Консультация для родителей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития речи детский сад «Танюша» План по самообразованию воспитателя средней группы «Колокольчики» Плотниковой Н.В. на 2017-2018 г.

Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ Презентация для родителей Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность

Из опыта работы Использование мнемотехник в развитии памяти детей дошкольного возраста. Рожкова Ю.С. воспитатель I категории МДОУ детский сад 5 «Светлячок» Память это основа психической жизни, основа нашего

Енина Екатерина Сергеевна воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Мурманска детский сад комбинированного вида 93 город Мурманск, Мурманская область ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

КГБДОУ «Берёзовский детский сад» «Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Выполнила: Шарафутдинова.З.А воспитатель высшей категории. Использование мнемотаблиц

Семинар- практикум «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО» Занятие 2 «Современные методы и приемы обучения речевого развития дошкольников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БОЛЬШЕКУЛИКОВСКИЙ» ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста» Срок реализации: 2 года Воспитатель:

Хабарова А.А., воспитатель первой квалификационной категории Мнемотехника- в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение

ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА? Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал

МАДОУ «Детский сад 1 «Подснежник» г.краснокаменск Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников Педагог-психолог Трубачева О.Е. Актуальность В настоящее время проблема развития связной

Педагогическая мастерская тема: «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений» Гилева Рафига Шамильевна воспитатель I категории Цель: Ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 42 «Родничок» Ярославского муниципального района Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

Консультация для родителей на тему «Услышал - забыл. Увидел - запомнил. «Мнемотехника». Сделал понял.»(китайская мудрость) Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения

Гузовская Юлия Юрьевна учитель-логопед первой категории Д/С «Дружная семейка» СП ГБОУ ООШ 21 г. Новокуйбышевск, Самарская область ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Красная шапочка» Тема «Мнемотехника эффективное средство развития связной речи дошкольников» ФИО педагогачилимова Гульнара Мунировна

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми старшей группы с ОНР Проект выполнен: Иващенко Л.Г., воспитатель МБУ 49 «Веселые нотки» (корпус 2) Тольятти, 2016 Актуальность Актуальность

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида 34» Методическая разработка «Применение мнемотехники при изучении

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 23 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Использование приемов технологии «Мнемотехника» в речевом развитии детей дошкольного

Казенное образовательное учреждение Омской области «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида» Использование приемов мнемотехники в логопедической работе

Филиал 2 «Лучик» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 124 города Пензы «Гномик» «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников» Воспитатель: Яшина О.А.

Использование мнемотехники на логопедических занятиях с дошкольниками.» Масликова Елена Анатольевна Учитель-логопед ГБОУ г. Москвы Школа 950 Учить воспитанника правильной, красивой речи, учить весело и

Так важно воспитать в ребенке личность. Суметь посеять знания, добро. Заставить думать, размышлять и верить, Ведь воспитателю другого не дано Хорошая речь-важное условие развития личности ребѐнка. Но речь

Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников Актуальность проблемы речевого развития. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей. Задачи: 1. Познакомить родителей с приѐмами мнемотехники призаучивание стихотворений, пословиц, поговорок и рассказывании

Формирование связной речи посредством наглядного Формирование моделирования связной речи посредством наглядного моделирования Учителя логопеды МБ ДОУ «Д/с 74»: Коняева С.Г., Марьина А.Ю. Особенности речи

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад 4 Выступление на педагогическом совете по теме «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ

Семинар-практикум для педагогов. Творчкская группа. Воспитатель: Чучунева Е.Ю. «Моделирование связной речи у детей приѐмами мнемотехники» Послушай и ты узнаешь, Посмотри и ты поймешь, Сделай и ты научишься.

ГБДОУ детский сад 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга Тема: Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии детей Составитель: воспитатель Дисненко

Петухова Е.М. г.озерск ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Мнемотехника» - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение

, учитель-логопед, Наро-Фоминск, Московская область .

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
  • перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания , на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую мнемотаблицы в своей работе по обучению детей связной речи.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа .

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

Обогащения словарного запаса;

При обучении составлению рассказов;

При пересказах художественной литературы;

При отгадывании и загадывании загадок;

При заучивании стихов;

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Используемая литература:

  1. Л.Н. Ефименкова
  2. “Формирование речи у дошкольников”, 1985г.;
  3. Т. Ткаченко
  4. - журнал “Дошкольное воспитание” №10, 1990г;
  5. В.П. Глухов “О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР”, Дефектология, 1990;