Основные направления предупреждения насильственных преступлений. Основные направления предупреждения насильственных и корыстных преступлений в рф Основные направления предупреждения насильственных преступлений

В борьбе с насильственной преступностью важное значение имеют меры общесоциального предупреждения. К ним относятся крупномасштабные государственные социально-экономические и политические преобразования, устраняющие причины и условия для насильственных преступлений как средства разрешения конфликтов.

Государство должно способствовать устранению таких объективно криминогенных факторов, как неудовлетворительные жилищные условия, проживание в коммунальных квартирах, совместное проживание разведенных супругов, родственников.

Важное значение имеет пресечение фактов насилия в семьях, лишение родительских прав.

Среди мер общего предупреждения важное значение имеет усиление правового обучения и правового воспитания населения.

Очень важно научить людей разрешать конфликты законными средствами.

Немалую криминогенную роль играет ущербная сфера досуга. Заботой государства должно быть создание условий для полноценного, дифференцированного по интересам, возрастным и профессиональным запросам досуга по месту жительства граждан.

Предупредительное значение могли бы играть пункты психологической помощи безработным при центрах занятости, фонды милосердия.

Сдерживанию насильственных преступлений могла бы способствовать государственная защита психики населения от видеоэкспансии насилия. Нужны законы, запрещающие демонстрацию насилия, грубой силы, нездорового образа жизни.

К основным направлениям специально-криминологической профилактики насильственных преступлений отнесены следующие:

Организационные меры: изучение и анализ информации об уровне,
структуре и динамике насильственной преступности и хулиганства в
каждом регионе и криминологическое планирование, профессиональная работа на отдельных территориях и объектах;

Осуществление профилактической работы в соответствующей
микросреде. Это систематическое обследование мест, где наиболее часто совершаются преступления против личности, обеспечение дислокации милицейской службы с учетом места и времени совершения насильственных преступлений;

Проведение специальных профилактических рейдов, проверок;
- выявление и изъятие огнестрельного оружия; обеспечение общественного порядка на улицах и в общественных местах.

При осуществлении профилактики насильственных преступлений важны применяемые формы реагирования.

При эпизодическом реагировании участковые милиционеры и представители общественности могут применять советы, беседы, оказание необходимой помощи, нейтрализация неблагоприятных факторов окружающей среды.

При длящемся реагировании к мерам воздействия относятся: профилактические беседы в милиции, обсуждение поведения на собрании трудового коллектива, вызов в орган милиции для разъяснения правовых последствий антиобщественного поведения в быту и т.д.

Неотложное реагирование осуществляется в условиях резко
обострившейся конфликтной ситуации - часто повторяющихся ссорах,
скандалах, драках, угрозах, антиобщественном поведении пьяниц,
наркоманов. В таких случаях могут быть использованы меры правового
принуждения: лишение родительских прав, принудительный обмен жилой
площади или выселение за невозможностью совместного проживания;
ограничение дееспособности; принудительное лечение в психиатрической
больнице; привлечение к административной и уголовной ответственности.
Экстренное реагирование требуется в случаях бурного, агрессивного поведения нарушителя. Реагирование в таких случаях предполагает: активную защиту граждан, которые могут пострадать от агрессивных действий; подавление сопротивления правонарушителей; изъятие у них оружия; их задержание и т.п.

Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений во многом зависит от последовательного проведения в стране социально-экономических и политических преобразований, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей, гуманизацией нравственного климата, реализацией принципов социальной справедливости. Решение этих общесоциальных задач создаст предпосылки и для успешной борьбы с насильственными преступлениями. В числе этих задач надо выделить целенаправленную работу по воспитанию в человеке совестливости, привитию ему культуры общения и нравственных идеалов, уважения к человеческой личности, ее неприкосновенности, нетерпимости к любым актам насилия над ней, к проявлениям грубости, агрессивности, цинизма, по возрождению в значительной мере утраченных традиций взаимопомощи, милосердия, сострадания ко всему живому; улучшение полового воспитания подростков и молодежи, подготовку их к семейной жизни, воспитание уважения к достоинству женщины, отвращения к распущенности и вседозволенности.
К основным направлениям специально-криминологической (специально целенаправленной) профилактики в рассматриваемой сфере относятся: последовательная и настойчивая борьба с пьянством и наркотизмом на основе постановки четких и реальных целей, надлежащей комплексности и координации; своевременность реагирования на правонарушения, совершаемые на почве семейных и других бытовых конфликтов и могущих перерасти в преступления; обеспечение решительной борьбы с хулиганством и эффективной охраны общественного порядка на улицах и в других общественных местах; решительное усиление борьбы с разжиганием расовой и межнациональной розни;
пресечение криминогенных влияний на несовершеннолетних и молодежь рецидивистов и профессиональных преступников; улучшение качества профилактической работы в маргинальной среде; активизация деятельности по выявлению антиобщественных молодежных группировок со склонностью ее участников к насилию; активизация деятельности по ликвидации организованных преступных групп и сообществ; своевременность профилактического воздействия на лиц с повышенной степенью виктимности; активизация борьбы с фактами незаконного изготовления, сбыта, хранения и ношения холодного и огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, с их хищениями; использование уголовно-правовых мер так называемой двойной превенции для своевременного реагирования на угрозы убийством и причинением тяжкого вреда здоровью, побои, истязания, на приготовление к совершению тяжких насильственных преступлений, массовых беспорядков, группового хулиганства; обеспечение справедливой ответственности за насильственные преступления на основе ее дифференциации и индивидуализации; решительное противодействие пропаганде жестокости и насилия СМИ, распространению в общественном сознании культа силы, суперменства, ориентации молодежи на противоправные насильственные варианты разрешения жизненных проблем; переориентация СМИ на пропаганду образа законопослушного гражданина.
Активизация работы на этих направлениях способствует стабилизации, а затем и сокращению уровня криминального насилия. Программы усиления борьбы с преступностью, другие целевые программы, а также документы межведомственного и ведомственно-отраслевого комплексного криминологического планирования содержат в этом отношении ряд важных положений. (Вместе с тем ресурсное обеспечение их на сегодняшний день неудовлетворительно.)
Особое значение имеют меры усиления профилактического воздействия в специфически криминогенных группах населения (представители маргинальной среды; несовершеннолетние и молодежь; лица, злоупотребляющие спиртными напитками, потребляющие наркотические средства или психотропные веще

Учет всех этих факторов важен для криминологической диагностики, прогнозирования возможности совершения конкретными лицами насильственного преступления и определения методов индивидуальной профилактики. К последним относятся: убеждение и переубеждение, оказание необходимой помощи, нейтрализация негативных влияний окружающей среды, контроль и надзор, меры гражданско-правового, админист- ративно-правового и уголовно-правового воздействия.
Новое законодательство о социальном обслуживании создает и базу для социальной помощи лицам из групп повышенного криминального риска. Отрадным явлением стало быстрое развитие в субъектах РФ и на территориях местного самоуправления учреждений для реабилитации лиц с отклоняющимся поведением и для лиц, нуждающихся в защите от жестокости, насилия. По экспертным оценкам, в каждой четвертой российской семье процветает насилие. В 70 случаях из 100 жертвами избиений становятся женщины и дети.
Большое значение в связи с этим имеет развертывание деятельности общественных кризисных центров (центров социальной помощи), призванных, в частности, оказывать помощь потерпевшим от насильственных преступлений, «горячих линий» связи («телефонов доверия»), убежищ для жертв семейного и сексуального насилия и т. п. В настоящее время в регионах России действует около 50 таких кризисных центров.
Специфику анализируемых профилактических мер целесообразно рассмотреть применительно к предупреждению насильственных преступлений в сфере быта. Центральная фигура профилактической работы здесь - участковый уполномоченный милиции.
При профилактике бытовых насильственных преступлений важно добиваться адекватного реагирования на поступающие сообщения уже на ранней стадии развития опасных конфликтных ситуаций и формирования агрессивных группировок, компаний.
При этом важно в соответствии с конкретной ситуацией избрать правильную форму реагирования (эпизодическое, длящееся, неотложное, экстренное).

Если конфликтная ситуация периодически то обостряется, то улучшается без особо резких колебаний, наиболее целесообразно эпизодическое (контрольное) реагирование. Оно осуществляется, как правило, участковым уполномоченным милиции и представителями общественности. Методы профилактического воздействия в таких случаях - беседы, советы, оказание необходимой помощи, нейтрализация неблагоприятных факторов окружающей среды, эпизодический контроль.
Если конфликтная ситуация в течение продолжительного времени ухудшается, применяется длящееся реагирование. В подобных случаях с нарушителями проводятся профилактические беседы в милиции (главным образом участковыми уполномоченными), инициируется проведение бесед с участием представителей администрации и общественности, персонально уважаемых участниками конфликта лиц; используются иные уже указанные формы воздействия. Если они оказываются неэффективными, применяются более строгие меры: обсуждение поведения конфликтующих лиц на общем собрании трудового коллектива, собрании граждан по месту жительства, сельском сходе, вызов в орган милиции для беседы о недопустимости антиобщественного поведения в быту, официальное предупреждение суда о выселении с жилой площади за невозможностью совместного проживания и т. д.
Неотложное реагирование осуществляется в условиях обострившейся конфликтной ситуации. Речь идет о часто повторяющихся ссорах, скандалах, драках, угрозах, отклоняющемся поведении лиц, страдающих психическими заболеваниями, антиобщественном поведении пьяниц, алкоголиков, наркоманов. Могут быть использованы различные меры правового принуждения: лишение по суду родительских прав; принудительный обмен по суду жилой площади и выселение за невозможностью совместного проживания; ограничение дееспособности; принудительное лечение в психиатрической больнице или психоневрологическом диспансере; изъятие охотничьего оружия; привлечение к административной и уголовной ответственности. Надо значительно шире использовать такую действенную профилактическую меру, как административный арест.
Экстренное реагирование необходимо при бурном, агрессивном поведении нарушителя. Оно проводится в момент хулиганских действий, драк, реальных угроз физической расправой и т. д. Его, как правило, выполняют дежурные части райгорорга- нов внутренних дел. При соответствующем сообщении они обязаны срочно направить на место конфликта сотрудников пат-
рульно-постовой службы, а иногда и участковых уполномоченных, сотрудников уголовного розыска для его пресечения; реагирование в таких случаях предполагает: активную защиту граждан, которые могут пострадать от агрессивных действий; подавление сопротивления правонарушителей; изъятие у них оружия; их задержание и т. п. Затем решается вопрос о привлечении этих лиц к уголовной или административной ответственности.
Необходима постановка неформальных групп со склонностью к насилию на соответствующие виды оперативного и профилактического учета, оказания предупредительного воздействия на всю группу в целом (в частности, при профилактике насильственных преступлений в маргинальной среде, в общежитиях и т. д.).
Весьма важна виктимологическая профилактика. Ее меры должны основываться на выявлении потенциальных потерпевших и предотвращении их неосмотрительного, рискованного, легкомысленного, распущенного, провокационного поведения (скандалистов; лиц, попадающих в состоянии опьянения в вик- тимогенные ситуации; лиц, склонных присоединяться к случайным компаниям, отличающихся легкомысленным поведением в общественных местах и др.).
Значимость этой работы подтверждается ростом уровня виктимизации населения. Показатель этого уровня по лицам (число зарегистрированных потерпевших на 100 тыс. человек) в г. составил 1511,6, что на 20% больше, чем в 1998 г. (1259,1). Вероятность стать жертвой насильственного преступления значительно усилилась.
Значение виктимологического аспекта целесообразно рассмотреть применительно к задачам предупреждения корыстнонасильственных преступлений (грабежей, разбоев, бандитских налетов). Весьма важным в этом плане представляется осуществление следующих мероприятий: изготовление и распространение в жилом секторе специальных памяток-предостережений о способах защиты от преступных посягательств с учетом повторяющихся наиболее опасных их видов; оповещение граждан через СМИ о распространенных в данном населенном пункте фактах совершения преступлений, типичных действиях преступников, а также рекомендуемом алгоритме действий граждан в различных криминогенных ситуациях;
привлечение внимания населения к необходимости принятия мер по обеспечению личной безопасности, охране жилищ, хранилищ материальных ценностей, транспортных средств и иного имущества (укрепление дверей и окон, установка надежных запирающих устройств, кодовых запоров и домофонов на дверях подъездов домов, охранной сигнализации, осуществление видеоконтроля за входами в подъезды, квартиры и подсобные помещения); проверка и принятие мер по надлежащему освещению в населенных пунктах улиц, скверов, подъездов домов и других общественных мест; организация несения патрульно-постовой службы милиции в местах, наиболее удобных для совершения преступлений; проведение профилактических бесед в детских образовательных учреждениях со школьниками и педагогами, а также по месту жительства с родителями о возможных вариантах поведения при столкновении с преступниками; выявление отдельных лиц и групп риска с повышенной степенью виктимности и осуществление профилактического воздействия на них в целях активизации их защитных свойств и последующей девиктимизации.
Нетрудно оценить важную роль этих мероприятий в предупреждении других насильственных (в частности половых) преступлений.
В последнее время активизировалась деятельность преступных групп, которые, наряду с мошенническими действиями по купле-продаже квартир, совершают убийства их владельцев в целях завладения приватизированной жилой площадью потерпевших.

Потерпевшими от этих преступлений чаще всего бывают лица, относящиеся к так называемой группе риска: одинокие, пожилые, пенсионеры, алкоголики, наркоманы, страдающие отклонениями в психике, представители социально незащищенных слоев населения, не имеющие устойчивых родственных и дружеских связей. Эти лица должны находиться под пристальным вниманием участковых уполномоченных милиции, работников муниципальных жилищных органов и общественных комиссий. Проявление повышенного интереса к указанной категории граждан должно вызывать настороженность, безусловную необходимость взаимного информирования, принятия экстренных мер пресечения возможных преступлений.
Серьезное внимание следует уделить уголовно-правовой профилактике насильственных преступлений, в частности возможности использования в борьбе с ними отдельных уголовно-правовых институтов и норм с выраженной профилактической направленностью. Это прежде всего нормы Общей части Уголовного кодекса РФ, регламентирующие институты необходимой обороны, задержания преступника, крайней необходимости, а также нормы, стимулирующие добровольный отказ от преступления, деятельное раскаяние. Их содержание и значение необходимо разъяснять гражданам в ходе правовой пропаганды.
Важную профилактическую роль играют и упоминавшиеся нормы Особенной части УК РФ с так называемой двойной превенцией. Это нормы об уголовной ответственности за деяния, создающие условия и непосредственную обстановку для совершения других, более тяжких преступлений. Речь идет о двойной превенции, двойном профилактическом действии таких норм - против деяний, для борьбы с которыми они непосредственно предназначены, и против тяжких преступлений, для которых создается благоприятная почва, если указанные деяния останутся без реагирования.
В их числе следует выделить нормы, предусматривающие ответственность за хулиганство, угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, истязание, незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, бое
вых припасов или взрывчатых веществ, вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления или иное антиобщественное поведение, притоносодержательство и некоторые другие. Эффективность их профилактического воздействия связана главным образом с обеспечением своевременной ответственности за деяния, создающие условия для совершения других, более опасных преступлений. Например, по мнению опрошенных экспертов (сотрудников правоохранительных органов и научных работников), до 10% убийств можно было бы предотвращать, если бы своевременно применялась норма об ответственности за угрозу убийством и причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ).
Обеспечение ответственности за само криминальное насилие, в свою очередь, чрезвычайно важно для общей и специальной превенции. Интервьюирование осужденных за преступления против личности показало, например, что расчет на безнаказанность был выявлен почти у половины опрошенных.
Очень важной в связи с этим представляется проблема своевременного и полного выявления и раскрытия этих преступлений. По статистике МВД России, за 2000-2007 гг. нераскрытыми оказались более 16 млн преступлений. Из них только убийств около 100 тыс. Данная проблема тесно связана и с мероприятиями по снижению латентности таких преступлений. В связи с этим значим эффективный прокурорский надзор за исполнением требований закона о своевременной и полной регистрации заявлений и сообщений о насильственных преступлениях, своевременном и обоснованном их разрешении; введение новой системы оценок деятельности милиции.
Серьезное внимание надо обратить также на возможности информационной системы «лечебное учреждение-правоохранительный орган». Ее использование в значительной степени могло бы способствовать снижению уровня латентности фактов преступного причинения вреда здоровью. Медицинские учреждения в соответствии с требованиями нормативных актов обязаны сообщать в милицию обо всех травмах криминального характера. Однако эти обязанности на практике выполняются недостаточно. Поэтому надо обеспечить тщательный учет лиц, поступающих с такими повреждениями в лечебные учреждения, и фиксацию информации о них в книге заявлений и сообщений о преступлениях дежурными частями органов внутренних дел.

Существенное профилактическое значение имеют оперативно-розыскные мероприятия, направленные на недопущение криминальных насильственных посягательств со стороны замышляющих их лиц. Основная роль здесь принадлежит оперативным аппаратам органов внутренних дел, особенно подразделениям уголовного розыска. Оперативно-розыскная профилактика прежде всего предполагает сбор в ходе поисковых мероприятий негласной разведывательной информации о лицах с повышенной криминальной активностью (ранее судимых, алкоголиках, наркоманах, бытовых дебоширах, членах групп с антиобщественной направленностью, лицах, связанных с участниками организованных преступных формирований, и др.). Совокупность полученных сведений, дающих основания для вывода о вероятности криминального поведения, указывает на необходимость установления оперативного наблюдения за такими лицами в целях своевременного предупреждения и пресечения подготавливаемых ими преступлений. Используемые при этом методы ОРД разнообразны: профилактическое воздействие через негласных сотрудников на членов криминальных и антиобщественных формирований, а также на лиц, конфликтующих в семейно-бытовой сфере; разобщение путем проведения оперативных комбинаций враждующих группировок в условиях исправительных учреждений; оперативное прикрытие объектов, намеченных преступниками для совершения грабежей, разбойных нападений, похищений людей, бандитских налетов, и проч. Оперативно-розыскная профилактика особенно актуальна в отношении лиц, ранее судимых за насильственные преступления. В отношении этих лиц традиционные методы индивидуальной профилактики (меры убеждения, воспитания и т. п.) в значительной мере уже устарели. В условиях современной криминологической ситуации необходимы более оперативные и жесткие меры.
Весьма значима также оперативная разработка некоторых частных охранных и детективных структур, могущих выполнять роль бандформирования при фирме-спонсоре, либо криминальные заказы различных коммерческих организаций.

50 криминологическая хар-ка преступлений против собственности
Преступления против собственности (кража, грабеж, разбой, мошенничество, вымогательство и др.) посягают на важные сферы жизнедеятельности граждан и государства. Ведущее место в борьбе с ними отводится правоохранительным органам. Эффективность этой борьбы во многом зависит от знания состояния и основных тенденций этих преступлений, понимания их причин, учета особенностей личности корыстного преступника.

Преступления данной группы всегда занимали и занимают в настоящее время значительное место в структуре преступности России, определяя ее количественную сторону. Их доля в конце прошлого - начале нынешнего века составляет свыше 50% всех совершаемых в стране преступлений.

Тем самым преступления против собственности в значительной мере определяют общее состояние и тенденции преступности, а значит, в целом и всю криминальную ситуацию в стране.

В структуре преступлений против собственности определяющее место принадлежит краже, доля которой варьируется от 75% до 80%. В общем же объеме регистрируемых преступлений удельный вес краж достигает 40% (в отдельные годы - 45%). Число регистрируемых краж в настоящее время приближается к 1 млн, а в отдельные годы и превышало этот показатель. При этом не следует забывать, что кража является одним из наиболее латентных преступлений.

В общем числе краж преобладают посягательства на личное имущество граждан. Более трети таких краж совершается из квартир; ежегодно похищается около 40 тыс. автомашин, принадлежащих гражданам. Большое распространение имеют кражи готовой продукции, сырья, стройматериалов, грузов, денежных средств, произведений искусства, антиквариата и т.п.

Кражи опасны не только своей распространенностью, но и тем, что они часто сопряжены с другими более тяжкими преступлениями, такими, как умышленное убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и т.п. Кроме того, значительное число краж (до 80%) совершается при отягчающих обстоятельствах. Так, при некотором сокращении их общего числа за последнее десятилетие возросло количество лиц, совершивших кражи. Об этом свидетельствует увеличение (до 40%) группового характера совершения краж, что делает их более опасными по сравнению с преступлениями, совершенными в одиночку.

Весьма разнообразны способы совершения краж, выбор которых обусловливается объектом и предметом посягательства, личностью виновного, его криминальным опытом. В частности, при кражах из помещений широко используются подбор ключей, выбивание дверей, пролом стен, проникновение через окна, чердаки, отключение сигнализации и т.п. Карманные кражи чаще всего совершаются в местах массового скопления граждан группами профессиональных преступников часто с использованием предметов, режущих карманы, сумки.

В совершении краж принимает участие значительное количество рецидивистов (около 20% привлеченных к ответственности), женщин (свыше 12%), несовершеннолетних (около 18%).

Грабеж в структуре преступлений против собственности занимает второе место после краж и в среднем составляет около 8%. Уголовная статистика чаще всего фиксирует грабежи с отягчающими обстоятельствами, среди которых преобладают повторность, предварительный сговор, проникновение в жилище, совершение организованной группой, применение насилия и т.п. Среди совершивших грабежи число лиц без постоянного источника дохода составляет примерно 60%. Грабеж очень часто совершается группой лиц (свыше 50%), рецидивистами (40%), несовершеннолетними (25%).

Разбой - одно из наиболее опасных преступлений, направленных не только против собственности, но и против личности.


Похожая информация.


Предупреждение насильственных преступлений и хулиганства основывается на общих положениях профилактики преступлений и включает меры как общесоциального, так и специально-криминологического характера. Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений и хулиганства осуществляется в ходе социально-экономического строительства, в процессе развития общества. Уменьшение противоречий, диспропорций в обществе уже несет в себе профилактическую направленность. В свою очередь специально-криминологическая профилактика насильственных преступлений и хулиганства включает меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений данного вида, а также меры индивидуально-профилактического воздействия на конкретных лиц.

К мерам по устранению причин и условий, способствующих совершению насильственных преступлений и хулиганства, относятся:

Выявление и устранение отрицательных факторов в семье и быту, способствующих формированию личностных качеств, типичных для насильственных преступников и хулиганов;

Нейтрализация бытовых и семейных конфликтов, на почве которых могут возникнуть насильственные или хулиганские действия их участников;

Обеспечение своевременной регистрации заявлений об угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью и быстрого реагирования на них органов внутренних дел;

Ограничение торговли спиртными напитками в определенное время суток и в определенных местах, запрет на их отпуск лицам, не достигшим совершеннолетия, находящимся в состоянии опьянения; установление ответственности за нарушение этих ограничений;

Запрет распространения сильнодействующих возбуждающих веществ, ограничение посевов содержащих их растений, установление контроля за отпуском и ответственности за незаконное изготовление, сбыт и потребление таких веществ;

Усиление контроля за соблюдением специальных правил приобретения и хранения огнестрельного оружия; привлечение к ответственности лиц за незаконное ношение, хранение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

Изъятие органами внутренних дел оружия у лиц, уклоняющихся от его регистрации, а также систематически нарушающих общественный порядок, злоупотребляющих спиртными напитками, страдающих психическими заболеваниями;

Выявление случаев изготовления учащимися и рабочими самодельного холодного и огнестрельного оружия в цехах или учебно-производственных мастерских;

Принятие мер, затрудняющих совершение насильственных преступлений и хулиганства в общественных местах; обеспечение надлежащего освещения, запирание чердаков, подвалов, сараев и их периодические обходы; распределение сил и средств органов внутренних дел с учетом мест наиболее частого совершения насильственных преступлений и хулиганства;


Четкая организация деятельности различных служб органов внутренних дел: дежурных частей, нарядов и патрулей, подразделений по делам несовершеннолетних, уголовного розыска и следствия в целях борьбы с насильственными преступлениями и хулиганством;

Рассмотрение уголовных дел в отношении лиц, совершивших насильственные преступления и хулиганство, по месту их работы или учебы;

Организация приема граждан руководителями органов внутренних дел по месту жительства, на предприятиях и в организациях;

Осуществление постоянного контроля за состоянием насильственных преступлений и хулиганства со стороны администрации региона, регулярное обсуждение этих вопросов с привлечением заинтересованных лиц - руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, правоохранительных органов;

Организация правового обучения и воспитания населения.

Индивидуальная профилактика насильственных преступлений и хулиганства осуществляется с целью недопущения совершения этих преступлений со стороны конкретных лиц. Процесс индивидуальной профилактики складывается из следующих взаимосвязанных этапов: выявления лиц, ведущих антиобщественный образ жизни и склонных к совершению насильственных преступлений и хулиганства; постановки выявленных лиц на учет в органах внутренних дел; определения причин антиобщественного поведения и условий, способствующих этому поведению; принятия мер для устранения указанных причин и условий; применение разнообразных форм и методов профилактического воздействия.

Круг лиц, нуждающихся в индивидуальной профилактике, определяется на основе информации, поступающей в органы внутренних дел от граждан, администрации предприятий, учреждений, учебных заведений, жилищно-эксплуатационных контор, органов суда, прокуратуры. Кроме того, объекты профилактики выявляются среди лиц, нарушающих правила общежития, пьяниц и алкоголиков, ранее судимых за аналогичные преступления, неработающих и неучащихся, несовершеннолетних, находящихся без надзора. Особое внимание необходимо уделять выявлению и нейтрализации влияния лидеров формирующихся по месту жительства групп с отрицательной направленностью времяпрепровождения (выпивки, приставания к прохожим и т.д.).

Успех в профилактике насильственных преступлений и хулиганства зависит от полноты их выявления и обеспечения неотвратимости наказания за совершение этих преступлений. Несоблюдение этих требований быстро приводит к повторному совершению лицами преступлений, вовлечению в преступления новых участников.

2. Основные направления предупреждения насильственных преступлений

насильственный преступление криминологический

Предупреждение насильственных преступлений и хулиганства основывается на общих положениях профилактики преступлений и включает меры как общесоциального, так и специально-криминологического характера. Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений и хулиганства осуществляется в ходе социально-экономического строительства, в процессе развития общества. Уменьшение противоречий, диспропорций в обществе уже несет в себе профилактическую направленность. В свою очередь, специально-криминологическая профилактика насильственных преступлений и хулиганства включает меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений данного вида, а также меры индивидуально-профилактического воздействия на конкретных лиц.

К мерам по устранению причин и условий, способствующих совершению насильственных преступлений и хулиганства, относятся:

выявление и устранение отрицательных факторов в семье и быту, способствующих формированию личностных качеств, типичных для насильственных преступников и хулиганов;

нейтрализация бытовых и семейных конфликтов, на почве которых могут возникнуть насильственные или хулиганские действия их участников;

обеспечение своевременной регистрации заявлений об угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью и быстрого реагирования на них органов внутренних дел;

ограничение торговли спиртными напитками в определенное время суток и в определенных местах, запрет на их отпуск лицам, не достигшим совершеннолетия, находящимся в состоянии опьянения; установление ответственности за нарушение этих ограничений;

запрет распространения сильнодействующих возбуждающих веществ, ограничение посевов содержащих их растений, установление контроля за отпуском и ответственности за незаконное изготовление, сбыт и потребление таких веществ;

усиление контроля за соблюдением специальных правил приобретения и хранения огнестрельного оружия; привлечение к ответственности лиц за незаконное ношение, хранение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

изъятие органами внутренних дел оружия у лиц, уклоняющихся от его регистрации, а также систематически нарушающих общественный порядок, злоупотребляющих спиртными напитками, страдающих психическими заболеваниями;

выявление случаев изготовления учащимися и рабочими самодельного холодного и огнестрельного оружия в цехах или учебно-производственных мастерских;

принятие мер, затрудняющих совершение насильственных преступлений и хулиганства в общественных местах; обеспечение надлежащего освещения, запирание чердаков, подвалов, сараев и их периодические обходы; распределение сил и средств органов внутренних дел с учетом мест наиболее частого совершения насильственных преступлений и хулиганства;

четкая организация деятельности различных служб органов внутренних дел: дежурных частей, нарядов и патрулей, подразделений по делам несовершеннолетних, уголовного розыска и следствия в целях борьбы с насильственными преступлениями и хулиганством;

рассмотрение уголовных дел в отношении лиц, совершивших насильственные преступления и хулиганство, по месту их работы или учебы;

организация приема граждан руководителями органов внутренних дел по месту жительства, на предприятиях и в организациях;

осуществление постоянного контроля за состоянием насильственных преступлений и хулиганства со стороны администрации региона, регулярное обсуждение этих вопросов с привлечением заинтересованных лиц - руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, правоохранительных органов;

организация правового обучения и воспитания населения Криминология / Под ред. Малкова В.Д. -- М., 2008. - С.121 .

Индивидуальная профилактика насильственных преступлений и хулиганства осуществляется с целью недопущения совершения этих преступлений со стороны конкретных лиц. Процесс индивидуальной профилактики складывается из следующих взаимосвязанных этапов: выявления лиц, ведущих антиобщественный образ жизни и склонных к совершению насильственных преступлений и хулиганства; постановки выявленных лиц на учет в органах внутренних дел; определения причин антиобщественного поведения и условий, способствующих этому поведению; принятия мер для устранения указанных причин и условий; применения разнообразных форм и методов профилактического воздействия.

Круг лиц, нуждающихся в индивидуальной профилактике, определяется на основе информации, поступающей в органы внутренних дел от граждан, администрации предприятий, учреждений, учебных заведений, жилищно-эксплуатационных контор, из суда, прокуратуры. Кроме того, объекты профилактики выявляются среди лиц, нарушающих правила общежития, пьяниц и алкоголиков, ранее судимых за аналогичные преступления, неработающих и неучащихся, несовершеннолетних, находящихся без надзора. Особое внимание необходимо уделять выявлению и нейтрализации влияния лидеров формирующихся по месту жительства групп с отрицательной направленностью времяпрепровождения (выпивки, приставания к прохожим и т.д.). Успех в профилактике насильственных преступлений и хулиганства зависит от полноты их выявления и обеспечения неотвратимости наказания за совершение этих преступлений. Несоблюдение этих требований быстро приводит к повторному совершению лицами преступлений, вовлечению в преступления новых участников.

Бандитизм и вооруженный разбой: сходства и различия

Происходящие в России изменения политических, социально-экономических, правовых, нравственно-психологических и иных отношений привели не только к позитивным результатам, но и к негативным последствиям, выражающимся, в частности...

Корыстно-насильственные преступления

корысть личность преступник насилие Корыстная преступность - наиболее распространенный криминальный феномен во всем мире. Основой соответствующего понятия являются категории «корысть» и «корыстная мотивация»...

Криминалистическая характеристика и профилактика насильственных преступлений в быту

Проблема насилия в семье в отношении женщин, детей, других членов семьи не является локальной, характерной исключительно для российского государства...

Криминалистическая характеристика контрабанды наркотиков и психотропных веществ

Таможенными органами РФ в Московской области было выявлено: за 2009 году - 51 попытка наркотических средств и психотропных веществ общей массой 33 кг, а также 4,5 тонны прекурсоров; за 2010 год - 62 попытки общей массой 20...

Насильственная преступность -- совокупность преступлений, совершенных с применением физической силы либо с угрозой применения таковой, имеющих основной непосредственной целью лишение человека жизни либо причинение вреда его здоровью...

Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений

Предупреждение преступности - это многогранная деятельность, представляющая собой совокупность наиболее существенных конкретных требований...

Криминологическая характеристика насильственных преступлений и проблемы борьбы с ними

К насильственным преступлениям относят убийства, причинение вреда здоровью, изнасилования и хулиганство. Эти посягательства образуют относительно самостоятельный блок преступлений, характеризующихся внутренним единством...

Насильственные действия сексуального характера

Насильственные действия сексуального характера в российском уголовном праве представляют собой действия, являющиеся преступными согласно ст.132 Уголовного кодекса РФ...

Насильственные преступления

В последнее десятилетие волна криминального насилия буквально захлестнула российское общество. Прошлый век, без преувеличения можно назвать веком насилия, агрессивности, жестокости...

Насильственные преступления

Насильственные преступления

насильственный преступление собственность рецидив Основные направления предупреждения насильственных преступлений охватывают как общесоциальную, групповую и индивидуальную, так и общую, и специально-криминологическую профилактику...

Организованная преступность в России: история и современность

Предупреждение организованной преступности предполагает реализацию сложного комплекса общесоциальных и специально-криминологических мер...

Особенности проведения последующих следственных действий и использование специальных знаний при расследовании фальшивомонетничества

Фальшивомонетничество относится к категории одних из самых трудно раскрываемых преступлений, что обусловлено его криминологическими и криминалистическими особенностями...

Предупреждение преступности

Уголовно-правовая и криминологическая характеристика терроризма

Предупреждение и пресечение терроризма и уголовно - правовая борьба с ним предполагает разработку и реализацию большого комплекса мер, коррелируемых с комплексом его причин и условий. В этот комплекс могут входить меры политического...

Основой предупреждения насильственных преступлений является решение глобальных экономических, социальных, политиче­ских, нравственных, правовых и прочих проблем, в первую очередь, конечно, тех, которые непосредственно определяют существование насильственной преступности, ее состояние, динамику и структуру. Повышение экономического благосостояния людей, совершенствование их нравственного воспитания, решение политических задач и проблем повседневного существования, быта имеет перво­степенное значение для борьбы с таким злом, каким является пре­ступное насилие.

Все это, конечно, будет способствовать и снижению тревожнос­ти людей. Как уже говорилось выше, высокий уровень этого нега­тивного явления с неизбежностью порождает агрессивность как способ защиты от действительных или мнимых опасностей. Но дей­ствительных опасностей достаточно много, и здесь деятельность правоохранительных органов должна быть особенно заметной и весомой - имеется в виду их своевременное и эффективное вмеша­тельство в криминогенные конфликты, принятие мер к тем, кто дерзко нарушает общественный порядок и проявляет явное неува­жение к людям. Конечно, очень важно улучшение раскрываемости агрессивных преступлений, и в особенности серийных убийств, сек­суальных и заказных. Бесспорно, должны быть полностью изжиты факты укрывательства опасных насильственных преступлений от регистрации, а значит, и от должного реагирования на них.

В профилактике насильственной преступности следует отвести важную роль деятельности государства по предупреждению этно­религиозных конфликтов и связанных с ними террористических проявлений. Необходима более жесткая борьба с незаконным обо­ротом оружия, который связан как с терроризмом, так и с органи­зованной преступностью. Вообще, чем успешнее бороться с последней, тем легче будет противостоять насилию, посколь­ку преступные организации часто прибегают к нему для решения своих проблем, в том числе для расправы с конкурентами и «преда­телями». Кроме того, некоторые члены преступных сообществ ис­пользуют насилие ради насилия, ради причинения страдания, реа­лизуя тем самым свои садистские наклонности.

Особым объектом профилактического внимания должны стать семья и бытовые отношения людей. Здесь необходимо отметить несколько направлений:

а) разрешение семейно-бытовых конфликтов на профессиональном, когда это нужно, уровне;

б) повышение уровня культуры семьи и особенно внутрисемейного общения;



в) принятие мер к оздоровлению среды, которая окружает семью;

г) блокирование губительных последствий влияния неформальных малых групп с антиобщественной ориентацией, в которые «уходят» подростки из неблагополучных семей, а также выявление и ликвидация малых групп подобного рода;

д) принятие предусмотренных законом мер к родителям, ведущим антиобщественный образ жизни и не обеспечивающим долж­ного воспитания детей.

В России должна быть скорректирована государственная поли­тика в отношении лиц, совершивших наиболее опасные преступ­ления против человека. Прежде всего, необходимо изменить чрез­мерно мягкую карательную политику в отношении убийц и прочих преступников, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Они ни в коем случае не должны отделываться краткими сроками лишения свободы, особенно в случаях неоднократного совершения тяжких агрессивных действий.

Самостоятельного рассмотрения заслуживает вопрос о психи­ческих больных, которые по решению суда направляются в психи­атрические стационары. Освобождение оттуда не должно быть столь простым и легким, как сейчас, поскольку соответствующие лица могут представлять исключительную опасность для общества. Ре­шение комиссии в отношении конкретного лица обязательно дол­жно быть единогласным, в судебном заседании, на котором будет решаться вопрос об их освобождении, целесообразно предусмот­реть участие прокурора и адвоката потерпевшей стороны.

В стране необходимо построить новые психиатрические стаци­онары различных видов режима. Нынешние стационары уже не вмещают того количества людей, которых туда направляют, да и само их состояние оставляет желать лучшего.

Для того чтобы успешно предупреждать насилие, необходимо разработать и реализовать на практике научно обоснованную и про­думанную методику исправления тех, кто уже осужден за насиль­ственные преступления. Это потребует, как минимум, внедрения в практику органов, исполняющих наказание, всех тех предложений и рекомендаций, которые уже выработаны наукой, но не востребо­ваны или слабо востребованы практикой.



В средствах массовой информации должен быть поставлен проч­ный заслон пропаганде насилия. Разумеется, ни о какой цензуре не может быть и речи, однако необходимо возвести некие нравствен­но-психологические преграды на пути бесконечной демонстрации сцен насилия и жестокости. Очевидно, у тех, кто решает вопрос о демонстрации сцен насилия, надо выработать какой-то внутренний запрет, который диктовал бы им возможность или невозможность показа тех или иных жестоких действий.

Поскольку совершению насильственных преступлений активно способствуют пьянство, алкоголизм и наркомания, эти негативные явления должны стать предметом особого профилактического вни­мания. Соответствующая деятельность должна осуществляться с учетом нынешних реалий, когда доступ к спиртным напиткам прак­тически ничем не ограничен. При этом надо иметь в виду, что аг­рессивное преступление нередко совершают лица в нетрезвом со­стоянии, которые не являются алкоголиками.

Общесоциальное предупреждение насильственных преступлений во многом зависит от последовательного проведения в стране социально-экономических и политических преобразований, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей, гуманизацией нравственного климата, реализацией принципов социальной справедливости. Решение этих общесоциальных задач создаст попутно предпосылки и для успешной борьбы с насильственными преступлениями. В числе этих задач надо выделить целенаправленную работу по воспитанию в человеке совестливости, привитию ему культуры общения и нравственных личностных идеалов, уважения к человеческой личности, ее неприкосновенности, нетерпимости к любым актам насилия над ней, к проявления грубости, агрессивности, цинизма, по возрождению в значительной мере утраченных традиций взаимопомощи, милосердия, сострада­ния ко всему живому, улучшение полового воспитания подрост­ков и молодежи, подготовку их к семейной жизни, воспитание уважения к достоинству женщины, отвращения к распущенности и вседозволенности.

Активизация работы на этих направлениях способствует стабилизации, а затем и сокращению уровня криминального насилия. Программы усиления борьбы с преступностью, другие целевые программы, а также документы межведомственного и ведомственно-отраслевого комплексного криминологического планирования содержат в этом отношении ряд важных положений. Вместе с тем ресурсное обеспечение их на сегодняшний день не удовлетворительно.

Особое значение имеют меры усиления профилактического воздействия в специфически криминогенных группах населения (представители маргинальной среды; несовершеннолетние и молодежь; лица, злоупотребляющие спиртными напитками, потребляющие наркотические средства или психотропные вещества; не занятые общественно полезным трудом; ранее судимые; лица с отклонениями в психике). Значимым было бы расширение правовой базы для дифференцированной работы с группами повышенного социального риска и для собственно профилактической работы по месту жительства.

В системе специальных мер борьбы с насильственными преступлениями выделяются меры общей, групповой и индивидуальной профилактики.

Исходя из деления специальных мер общепрофилактического характера на организационные (связанные с организацией учредительной деятельности) и функциональные (по ее непосредственному осуществлению), к числу первых следует отнести изучение и анализ информации об уровне, структуре и динамике насильственной преступности в регионе (оценка состояния тенденций этих преступлений с учетом латентности, криминогенных и антикриминогенных факторов, прогнозирования развития криминологической ситуации, оценка эффективности осуществляемых профилактических мероприятий и пр.), криминологическое планирование, профилактическую отработку отделы территорий и объектов и т.д.

К функциональным относятся меры по осуществлению профи­лактического контроля и воздействия в соответствующей мик­росреде: систематическое обследование мест, где наиболее часто совершаются преступления против личности и общественного по­рядка (скверы, строящиеся здания, подвалы, чердаки, заброшен­ные строения, рюмочные, закусочные и пр.); обеспечение дисло­кации милицейских служб с учетом места и времени совершения большинства рассматриваемых деяний; проведение специальных профилактических рейдов, проверок, отдельных комплексных операций; осуществление мероприятий, направленных на свое­временное выявление и изъятие незаконно хранимого оружия, пресечение фактов его противоправного изготовления в производ­ственных условиях; обеспечение профилактической деятельности других государственных органов и общественных организаций и поддержание с ними постоянного взаимодействия; правовое вос­питание граждан и т.д.

Исключительно важным направлением в деятельности по борьбе с насильственными преступлениями является групповая и индивидуальная профилактика. Ее объекты - лица, которые по причине своей антиобщественной агрессивно-насильственной направленности могут совершить насильственные преступления.

Наиболее сложная задача в индивидуальной профилактике - выбор тех признаков-индикаторов, которые могут быть положены в основу прогностической оценки личности.

Весьма важна виктимологическая профилактика. Ее меры должны основываться на выявлении потенциальных потерпевших и предотвращении их неосмотрительного, рискованного, легкомысленного, распущенного, провокационного поведения (скандалистов, постоянно конфликтующих; лиц, попадающих в состоянии опьянения в виктимогенные ситуации; лиц, склонных случайным компаниям, приглашениям незнакомых людей, легкомысленному поведению в общественных местах и т.д.).

Значимость этой работы подтверждается ростом в последние годы уровня виктимизации населения.

Серьезное внимание следует уделить уголовно-правовой профилактике насильственных преступлений, в частности возможности использования в борьбе с ними отдельных уголовно-правовых норм и институтов с непосредственно выраженной профилак­тической направленностью. Это, прежде всего нормы Общей части Уголовного кодекса, регламентирующие институты необходимой обороны, задержания преступника, крайней необходимости, также нормы, стимулирующие добровольный отказ от преступления, деятельное раскаяние. Их содержание и значение необходимо разъяснять гражданам в ходе осуществления правовой пропаганды.

Важную профилактическую роль играют нормы Особенной части Уголовного кодекса с так называемой двойной превенцией. Это нормы об уголовной ответственности за деяния, создающие условия и непосредственную обстановку совершения других, более тяжких преступлений. Речь идет именно о двойной превенции, двойном профилактическом действии таких норм - против деяний, для борьбы с которыми они непосредственно предназначены, и против тяжких преступлений, для которых создается благоприятная почва, если указанные деяния останутся без реагирования.

Обеспечение ответственности за само криминальное насилие, в свою очередь, чрезвычайно важно для общей и специальной превенции.

Очень важной в этой связи представляется проблема своевре­менного и полного выявления и раскрытия этих преступлений. Она тесно связана с последовательным осуществлением мероприя­тий по снижению их латентности. В этой связи значим эффектив­ный прокурорский надзор за исполнением требований закона о своевременной и полной регистрации заявлений и сообщений о насильственных преступлениях, своевременном и обоснованном их разрешении; введение новой системы оценок деятельности ми­лиции.

Серьезное внимание надо обратить также на возможности ин­формационной системы «лечебное учреждение - правоохрани­тельный орган». Ее использование в значительной степени могло бы способствовать снижению уровня латентности фактов преступ­ного причинения вреда здоровью. Медицинские учреждения в со­ответствии с требованиями нормативных актов обязаны сообщать в милицию о всех травмах криминального характера. Однако эти обязанности на практике выполняются недостаточно полно. Поэ­тому надо обеспечить тщательный учет лиц, поступающих с таки­ми повреждениями в лечебные учреждения, и фиксацию инфор­мации о них в книге заявлений и сообщений о преступлениях де­журными частями органов внутренних дел.

Существенное профилактическое значение имеют оперативно- розыскные мероприятия, направленные на недопущение криминальных насильственных посягательств со стороны замышляющих их лиц. Основная роль здесь принадлежит оперативным аппаратам органов внутренних дел, особенно подразделениям уголовного розыска. Оперативно-розыскная профилактика, прежде всего, предполагает сбор в ходе поисковых мероприятий негласной разведывательной информации о лицах с повышенной криминальной активностью (ранее судимых, алкоголиках, наркоманах, бытовых дебоширах, членов групп с антиобщественной направленностью, лицах, связанных с участниками организованных преступных формирований, и др.). Совокупность полученных сведений, дающих основания для вывода о вероятности криминального поведения, указывает на необходимость установления оперативного наблюдения за такими лицами в целях своевременного предупреждения и пресечения подготавливаемых ими преступлений. Используемые при этом методы оперативно-розыскной деятельности разнообразны. Это и профилактическое воздействие через негласных сотрудников на членов криминальных и антиобщественных формирований, а также на лиц, конфликтующих в семейно-бытовой сфере, и разобщение путем проведения оперативных комбинаций враждующих группировок в условиях исправительных учреждений, и оперативное прикрытие объектов, намеченных преступниками для совершения грабежей, разбойных нападений, похищений людей, бандитских налетов, и пр. Оперативно-розыскная профилактика особенно актуальна в отношении лиц, ранее судимых за насильственные преступления. Применение к ним традиционных методов индивидуальной профилактики (меры убеждения, воспитания и т.п.) неэффективно. В условия современной криминологической ситуации необходимы оперативные и жесткие меры.

Весьма значима также оперативная разработка некоторых частных охранных и детективных структур, могущих выполнять роль бандформирования при фирме-спонсоре либо криминалы заказы различных коммерческих организаций.

В деле предупреждения насильственных преступлений значительное место принадлежит участковым инспекторам милиции, поскольку представители этой службы повседневно общаются с населением, трудовыми кол­лективами, должностными лицами предприятий и орга­низаций, общественными организациями. Профилак­тическая работа участковых инспекторов милиции рас­пространяется на семейно-бытовую сферу, такие обще­ственные места, как улицы, скверы, зоны отдыха, куль­турно-зрелищные учрежде­ния, кафе, торговые пред­приятия и др. Они проводят обследование мест возмож­ного совершения правонару­шений (подвалов, чердаков, подъездов домов, заброшен­ных помещений и т.п.), ведут наблюдение за группировками лиц, склонных к совершению насильственных преступлений и хулиганства, изучают состояние общественного порядка. На основании этого устанавливаются причины и условия, способствующие преступлениям, и принимаются меры по их устранению. В частности, проводятся профилактические беседы с правонарушителями, ведется их учет, организуется профилактическая работа с ними, разобщаются или переориентируются на правопослушное поведение группировки, созданные на антиобщественной основе, вносятся предложения в жилищные органы, администрации предприятий по устранению нарушений правил общежития, укреплению общественного порядка и активизации профилактической работы общественных формирований, отдельных граждан. Сведения о лицах, склонных к насильственным преступлениям, причинах и условиях, способствующих правонарушениям, местах их возможного совершения должны накапливаться и постоянно дополняться участковыми инспекторами милиции в паспорте на административный участок и служить основой для организации всей профилактической работы.

Возможности по предотв­ращению насильственных преступлений имеют аппара­ты по борьбе с экономичес­кой преступностью. Ими при­нимаются меры к недопуще­нию разрешения экономи­ческих споров силовыми ме­тодами, путем кровавых раз­борок, выявляются факты не­законного изготовления, хи­щения оружия на промыш­ленных предприятиях, ве­дется оперативно-розыск­ная работа на черном рынке оружия, незамедлительно принимаются меры по уст­ранению фактов небрежного хранения на объектах обслу­живания огнестрельного оружия, взрывчатых и отрав­ляющих веществ.